Угличский Государственный историко-архитектурный и художественный музей объединил под своей сенью и бережно хранит коллекцию древнерусской темперной живописи. Собрание, насчитывающее 630 экспонатов, позволяет наглядно проследить историю иконописи к. XV – н. XVIII вв.
Начало ее формирования было положено в 1894 году с принятия Устава Угличского музея отечественных древностей. В 20-30-е годы собрание активно пополнялось предметами, поступившими из закрытых и разрушенных церквей и монастырей города. Последние десятилетия состав коллекции существенно не изменялся, если не считать единичных вкладов сделанных в частном порядке.
Отличительной особенностью коллекции является преобладание памятников московской школы иконописи XVI – XVII веков. Это продиктовано важной, определяющей ролью искусства Москвы в истории русской культуры вообще и в формировании единого общерусского стиля иконописи в частности.
Ярким и наглядным примером многовековой культурной направленности Углича на Москву считаются иконы из т. н., «Леонтьевского Деисуса», созданного в 80 – е годы XV века для иконостаса Покровского собора Паисьева монастыря. В конце XV - начале XVI веков Углич официально вошел в состав Московского государства. Правившие один за другим наместники Москвы активно привлекают для работы в Угличе, в только что возведенных храмах города, столичных иконописцев. Кисти одного из них принадлежит образ «Николы Чудотворца» н.XVI века.
Центральное место среди работ московской школы иконописи занимают произведения XVII века. По инициативе царя и патриарха возводятся новые храмы, украшение которых было поручено царским и патриаршим изографам. Лучшими из них были выполнены 50 икон для вновь отстроенной в Угличе в 1630 году церкви Царевича Димитрия на крови. О былом великолепии внутреннего убранства храма свидетельствует единственное произведение, дошедшее до наших дней - Богоматерь Одигитрия. Неизвестным московским иконописцем первой трети XVII века был выполнен храмовый образ соборной церкви Воскресенского монастыря - Воскресение со страстями. Среди представленных на выставке работ особого внимания заслуживает храмовый образ церкви Архангела Михаила на бору - икона Чудо в Хонех выполнена, несомненно, талантливым московским иконописцем в середине XVII века.
В к. XVII – н. XVIII веков в художественной жизни города с новой силой возрастает значение и популярность московского искусства. Соборные храмы и приходские церкви украшаются работами крупных царских и патриарших иконописцев. Отчасти это связано с возведением в тот период на территории Угличского кремля двух каменных храмов, значение которых для города трудно переоценить.
17 апреля 1692 года была освящена новая церковь Царевича Димитрия «на крови». К этому времени из Москвы в Углич по велению царей Иоанна и Петра были доставлены «местные, праздничные и иные иконы», выполненные иконописной артелью под руководством крупного царского изографа Петра Билиндина. Его кисти принадлежит одна из лучших работ, представленных в иконостасе «царевской» церкви – образ «Спаса Великого Архиерея».
На рубеже веков под началом Петра Билиндина работал выдающийся патриарший иконописец Николай Вургаров, кисти которого принадлежит одна из самых лучших икон собрания - «Святитель Николай Чудотворец».
«Кормовым» иконописцем Оружейной палаты Петром Савичем Хомяковым был создан образ «Богоматери Иерусалимской». Икона, написанная в самом начале XVIII века, обнаруживает черты характерные для реалистической живописи той поры.
В 1700 году, с благословения московского патриарха Адриана, в Угличе началось строительство главного городского Спасо-Преображенского собора. Вопрос о выборе иконописцев, которым предстояло написать образы для вновь устроенного иконостаса, тоже был решен Адрианом, тем более, что с момента упразднения иконописного цеха Московской Оружейной палаты в подчинении патриарха находилось подавляющее большинство царских изографов. Одному из них, а именно, Федору Никитичу Рожнову, предстояло возглавить артель и выполнить почетный заказ.
Кисти самого Рожнова принадлежит одна из самых праздничных, в цветовом отношении, икон – «Воскресение со страстями».
Угличская коллекция древнерусской живописи довольно скромно представлена работами среднерусских иконописцев. Иконы, отнесенные специалистами к ростово-суздальской иконописной школе, занимают достойное место в экспозиции музея. На выставке представлен наиболее интересный образ - Никола Можайский в житии, вторая половина XVI века.
Во второй половине XVII века культурная жизнь города существенно изменилась. Все увереннее стали заявлять о себе местные иконописцы. Стилистический анализ целого ряда икон обнаруживает признаки, отличающие их от образцов уже известных нам иконописных школ. Часто встречающиеся в местных иконах серебряные фоны и нимбы, богато украшенные серебром облачения святых – это результат активного влияния на иконопись достижений мастеров серебряного дела, чье творчество было особенно востребовано и популярно в Угличе в к. XVII – н. XVIII веков. Икона ‘’Древо Киево-Печерских святых’’ интересная и необычная, с точки зрения иконографии, работа, выполненная незаурядным угличским иконописцем. В конце XVII века был создан образ Новозаветной Троицы, поступивший в музей из старообрядческой Выжиловской моленной.
XVIII век был ознаменован началом бурного строительства, связанного с возведением целого ряда приходских церквей, украшением которых все чаще занимались представители династий местных иконописцев. Родоначальником одной из них, Иваном Бурениным, в конце века был создан образ – Глава Иоанна Предтечи на блюде. Талантливым продолжателем династии Бурениных, Григорием Ивановичем, в 1808 году был создан образ Св. царевича Димитрия. Этот заказ поступил в связи с необходимостью заменить обветшавший храмовый образ царевской церкви новым, написанным в прежнюю меру для старого оклада. Именно по этой причине икона самого начала XIX века прочно связана с местной иконописной традицией второй половины XVII века.
Представленные на экспозиции произведения древнерусской живописи из собрания Угличского историко-архитектурного и художественного музея, созданные в разное время мастерами разных иконописных школ, свидетельствуют о богатстве и разнообразии угличской коллекции темперной живописи.