A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяНаука и публикации → Изменение гражданской застройки города Ярославля во второй половине XIX – начале XX века

Изменение гражданской застройки города Ярославля во второй половине XIX – начале XX века

Гоглева Дария Александровна, научный сотрудник

МУК «Музей истории города Ярославля», г. Ярославль.

Конференция «Музей в культурном пространстве исторического города»

Градостроительные изменения, происходившие в Ярославле во второй половине XIX – начале XX века, были связаны с интенсивным развитием губернского города как центра торговли и развитием торговой инфраструктуры, а также концентрацией торгового капитала, часть которого направлялась на гражданское строительство. Как отмечает М.В. Нащокина, научный сотрудник научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства (Москва), «как и в большинстве волжских городов, основным градоформирующим фактором в Ярославле второй половины XIX – начала XX века было раз­витие порта и связанных с ним подъездных путей (включая стремительно умножавшиеся железные дороги), складских территорий, мостов, портовых инженерных сооружений, и развитие промышленности, иногда впрямую, иногда опосре­дованно также связанной с жизнью порта, от которого, как правило, зависел ввоз сырья и вывоз готовой продукции»[1].

С основания города Ярославля в начале XI века и до исследуемого периода рост города и благосостояние основной части его жителей зависели от расположения на Волге и развития торгового дела. В исследуемый период купеческие роды заботились о городе и вкладывали средства не только в строительство собственных домов, торговых лавок и промышленных объектов, но и строительство больниц, приютов и богаделен, библиотек и народных училищ, поддерживали храмы и нередко спонсировали ремонтные и строительные работы в них.

Архитектурный облик города Ярославля к середине XIX века определяли несколько факторов. После принятия к исполнению нового перепланировочно­го плана Ярославля 1778 года, скорректированного в 1834 году в соответствии с произошедшими в городе изменениями, к середине XIX столетия город обрёл новый облик: «регулярный план екатерининского времени был во многом уже воплощён в натуре»[2]. Новый облик города виден на плане Ярославля 1846 года: город разделен на кварталы, улицы прямые и довольно широкие, дома и общественные заведения отстроены в камне.

В городе Ярославле, как и в некоторых других городах, таких, например, как Кострома и Шуя, «центральный массив с регулярной планировкой екатерининских генеральных планов», полностью стёр первоначальную древнерусскую городскую планировку[3]. При этом в «центральный массив» вписались многочисленные храмы, значительная часть которых была построена в период интенсивного храмового строительства, в XVII-XVIII веках, то есть здесь органично сочетались ранние памятники и постройки периода классицизма. В целом, историческая застройка в центральной части города Ярославля – это «мелкомасштабная застройка этажностью преимущественно в два этажа, с небольшими по протяженности главными фасадами зданий, с расположением зданий и ограждений их территорий строго по красной линии застройки»[4].

В центральной части города Ярославля (историческом центре, с 2005 года включённом в Список объектов Всемирного наследия), к середине XIX века уже были возведены городские ансамбли и здания, определявшие архитектурный облик города. Отметим некоторые из них: корпуса присутственных мест на Ильинской площади и Дом призрения ближнего (1780-е годы), построенные по проекту губернского архитектора И.М. Левенгагена[5]; Губернаторский дом, резиденция ярославских губернаторов, возведённая на Волжской набережной по проекту ярославского губернского архитектора П.Я. Панькова (1820-е годы) и выстроенный чуть ранее, в 1813-1818 годах, по проекту того же архитектора Гостиный двор[6]; а также Демидовское высших наук училище на Стрелке (перестроенный архиерейский дом).

В этот период происходило активное целенаправленное насыщение города Ярославля общественными зданиями, где сосредота­чивались основные управленческие, социальные и духовные службы. Помимо того, что в этот период облик центральной части города Ярославля во многом определяют здания, построенные в стиле классицизм, сама застройка города строго подчинена принципу иерархичности, в соответствии с которым все административные здания располагаются в центре города, а другие важные объекты (в том числе предприятия и фабрики) распределены по окраинам города. Всё это повлияло на архитектурный облик города Ярославля, сложившийся к середине XIX века.

Архитектурный облик города Ярославля во второй половине XIX – начале XX века также определяли несколько факторов.

Во-первых, в этот период продолжали претворяться в жизнь идеи функцио­нального зонирования, заложенные в структуру города ещё во второй половине XVIII века, при этом «в городскую ткань неизбежно вторгались новые градостроительные элементы: ветки железных дорог, вокзал, новые пристани, ломавшие сложившееся иерархическое единство постройки и выстраивавшие новые визуальные и транспортные связи»[7]. Основными факторами градостроения в Ярославле были развитие порта и подъездных путей (рост сети железных дорог, складских территорий, мостов) и развитие промышленности. Эти два фактора влияли на изменение планировочной структуры города Ярославля – вокруг портов и крупных промышленных предприятий возникали новые слободы, а в начале XX века новые комплексы жилищ для рабочих. Именно данные участки постепенно застраивались, благоустраивались, обретая необходимые для организации жизни рабочих учреждения – школы, церкви, народные дома. Активно развивалось строительство в Закоторосльной части города Ярославля.

Самым ярким примером в этом отношении является Ярославская Большая мануфактура (ЯБМ, ныне – комбинат технических тканей «Красный Перекоп»), – одно из передовых предприятий бумагопрядильной отрасли в Российской империи. В 1890 году ЯБМ занимала среди фабрично-заводских предприятий европейской России девятое место по величине производства, а среди текстильных предприятий – четвёртое. В 1892 году на фабрике было занято более 9,5 тысяч рабочих, население Ярославля по переписи 1897 года составляло более 71 тысячи человек. Во второй половине XIX – начале XX века вокруг ЯМБ фактически вырастает целый город, со своими парками, жилым кварталом, больницей, баней, учебным заведением, церковным приходом[8].

Именно здесь находились две важные дороги (на Москву и Суздаль), издревле связывающие город с центром России, и именно тут, рядом с Бутырской слободой, сосредоточилось в дальнейшем железнодорожное строительство. За рекой Которосль прошла железная дорога, соединявшая Ярославль с соседними городами и в том числе с Москвой, здесь был построен первый в городе вокзал, к которому привозили все товары из столицы и уже в дальнейшем продукция распределялись по территории города. Наличие железной дороги давало мощный толчок в развитии Закоторосльной части города Ярославля, эта территория начала быстрыми темпами застраиваться и благоустраиваться, что было связано и с функционированием на этой территории крупного промышленного предприятия – ЯБМ.

Второй фактор, повлиявший на архитектурный облик города Ярославля, – это планировочные изменения отдельных участков застройки города с учётом актуальных потребностей горожан. В 1860-х годах – первой половине 1870-х планировочные изменения в городе касались отдельных фрагментов застройки. Так, в 1867 году был разработан проект перестройки Власьевской площади (в 1862 году здание гостиницы и трактира, находящееся на площади купил купец Р. И. Кокуев, который задумал перестройку площади, понимая всю выгодность места), а в 1872 году под жилую застройку решено было обратить обширную территорию площади, которая находилась в стороне от Романовской заставы, по плану 1778 году предназначенной под торговлю лесом.

Особое внимание в этот период уделяется строительству общественных зданий: больниц, учебных заведений, административных зданий, гостиниц. В городе были построены: городская амбулатория на Волжской набережной и здание глазной лечебницы в конце XIX века[9], здание Епархиального женского училища, здание Губернской земской управы, в начале XX века – гостиница «Бристоль»[10]. Помимо этих сооружений активно строятся купеческие жилые дома и доходные (торговые) дома и лавки, при этом бывшие купеческие дома в настоящее время во многом определяют архитектурный облик города Ярославля. В том числе: дом купца Кузнецова на Волжской набережной[11]; дом на улице Воскресенской (ныне – улица Революционная), в котором жил юрист, этнограф и библиограф Е.И. Якушин; доходный дом купца Карпычева на улице Сретенской (ныне – улица Депутатская); жилой дом Барановых-Белоусова на улице Большая Линия (ныне – Комсомольская улица)[12]; дом Вахрамеева на улице Семёновской (ныне – улица Собинова)[13] и дом Менделя на Угличской улице (ныне – улица Кирова) в начале XX века.

Ещё один фактор, влиявший на архитектурный облик города Ярославля, – это сочетание разных архитектурных стилей. Помимо строящихся особняков в классическом стиле, в городе в 1860-1870-е гг. появляются здания в стиле поздний классицизм (дом дворянского общества, дома №13 и № 15 по Казанскому бульвару), а в период 1880-х – 1890-х, популярным в строительстве становиться русский стиль (здание глазной лечебницы, дом Якушина). Кроме вышеупомянутых стилей, в городе строятся дома в стиле эклектика (здание духовной консистории, сиротский дом Друженковой). Начало XX века – это уже стиль модерн (отмеченные уже дом Вахрамеева и гостиница «Бристоль»). За строительной «модой» следовали и деревянные дома, составлявшие «основной массив городской жилой застройки», перенимавшие стилистические особенности кирпичных зданий[14]. Распространены были и комбинированные (каменно-деревянные дома), в которых первый этаж был кирпичным, а второй (иногда и третий) был деревянным[15]. Выделяются и постройки в стиле неоклассицизм, среди них – Мари­инская женская гимназия, женская гимназия А.Д. Антиповой, особое место занимает новое здание городского театра.

Благоустройство города Ярославля происходило с учётом организации отдыха горожан, неотъемлемой частью городского пространства стали места отдыха. К уже существующим Губернаторскому саду и Петропавловскому парку добавились Некрасовский бульвар в ансамбле с Казанским, Демидовский сквер, построенный на средства главы города И.А. Вахрамеева[16].

В целом, необходимо отметить, что изменения гражданской застройки города Ярославля во второй половине XIX начале – XX века проходило в соответствии с принципами, заложенными в период екатерининской градостроительной реформы, и все изменения в планировочной структуре носили не радикальный, а корректирующий характер с учётом потребностей жителей растущего торгово-промышленного центра. На облик города оказывало влияние стилистическое разнообразие зданий и сохранившийся с предшествующего периода принцип функционального зонирования территории города Ярославля.

Более подробная информация об особенностях архитектурного облика зданий, рассмотренных на конкретных примерах, будет представлена в статье по итогам конференции.


[1] Нащокина М.В. Развитие Ярославля во II половине XIX – начале XX века / М.В. Нащокина // ACADEMIA. Архитектура и строительство. – 2018. – № 4. – С. 43.

[2] Там же. С. 44.

[3] Снитко А.В. Феномены планировок исторических промышленных городов центральной России / А.В. Снитко // Проблемы градостроительной реконструкции. – Самара, 2019. – С. 247.

[4] Там же.

[5] Белова М.Ю. Левенгаген Иван Матвеевич // Яркипедия: сайт. – URL: https://yarwiki.ru/article/823/levengagen-ivan-matveevich (дата обращения: 15.09.2021).

[6] Козлов П.И., Маров В.Ф. Ярославль: Путеводитель-справочник. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1988. – С. 117, 147.

[7] Нащокина М.В. Указ. соч. С. 44-45.

[8] Грязнов А.Ф. Воспоминания управляющего Ярославской Большой мануфактурой / А.Ф. Грязнов; предисловие Ю.Б. Смирновой; подготовка текста М.А. Нянковского; ГКУ ЯО «Государственный архив Ярославской области». – Ярославль: Академия 76, 2021. С. 173-191.

[9] Паспорт памятника. Больница. Конец XIX века // Департамент культуры Ярославской области: сайт: - URL: https://www.yarregion.ru/depts/dcul/DocLib1/0300%20Рев.,%201%20Паспорт%20памятника.pdf (дата обращения: 1.11.2021).

[10]Паспорт памятника. Гостиница «Бристоль». 1810-е гг.; 1910 г. // Департамент культуры Ярославской области: сайт: – URL: https://www.yarregion.ru/depts/dcul/DocLib1/0007%20Бристоль%20паспорт%202008%20г.pdf (дата обращения: 1.11.2021).

[11]Паспорт объекта. Дом Кузнецова. Конец XIX века // Департамент культуры Ярославской области: сайт. – URL: https://www.yarregion.ru/depts/dcul/DocLib1/0301%20Волжская%20наб%2017%20паспорт%201990.pdf

[12]Паспорт объекта. Дом Белоусова. 2-я половина XIX века // Департамент культуры Ярославской области: сайт. – URL: https://www.yarregion.ru/depts/dcul/DocLib1/0315%20Дом%20БЕлоусова%20Паспорт%20памятника.pdf

[13]Паспорт объекта. Дом Вахрамеева. Начало XX века // Департамент культуры Ярославской области: сайт. – URL: https://www.yarregion.ru/depts/dcul/DocLib1/0375%20Собинова%2043%20паспорт%201989%20г.pdf

[14] Марасанова В.М. Деревянная архитектура в современной городской среде: пример Ярославля / В.М. Марасанова // Национальное культурное наследие России: региональный аспект; Материалы V Всероссийской научно-практической конференции , Самара, 2017 / под. ред. С.В. Соловьёвой. – Самара: Самарский гос. ин-т культуры, 2017. С. 267.

[15] Там же.

[16]Ясюнас Б.Б. Старинные парки Ярославской области. – Ярославль, 2007. – С. 93.

x
Подписаться на новости
X