A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяНаука и публикации → Святыни Царёвской церкви

Святыни Царёвской церкви

Евгений Лиуконен

В некоторых городах есть праздники, связанные с многовековой историей, местными традициями и культурой. Они определяют характерные особенности в широчайшем многообразии населённых пунктов страны, сохраняют историческую память. Для Углича таковыми являются даты, связанные с царевичем Димитрием.

В данном контексте, конечно, в первую очередь вспоминается День царевича Димитрия, отмечаемый 28 мая (15 мая – по старому стилю). Но помимо общеизвестного события были и другие значимые даты, о которых помнили прежние поколения угличан. Об одной из них не грех вспомнить и нам, – тем более, что уходящий год, а отчасти и наступающий, юбилейные для этой даты. Речь идёт о передаче в Углич реликвий царевича Димитрия, ставших одними из наиболее известных и почитаемых городских святынь. С тех пор минуло 390 лет!

Как известно, церковь Царевича Димитрия «на крови» была основана в 1630 году по указу царя Михаила Феодоровича. Освящение деревянного храма произошло 15 мая – в годовщину гибели царевича, спустя 39 лет. Вскоре угличане подали челобитную царю и патриарху Филарету с просьбой «пожаловать на освящение удельному граду, новопоселившемуся по раззорении по литве» частицу мощей царевича Димитрия, «одр и старую раку, из Углича унесённую с мощами в Москву, да образ его, каковой благословят прислать». Писанная в Угличе челобитная датирована 1 августа 1630 года.

Спустя несколько месяцев прошение было удовлетворено – 2 декабря последовала патриаршая грамота. Данным обстоятельством объясняются разночтения датировки события в различных публикациях. «Лето 7139-е от сотворения мира» – 1631 год. Как известно, в допетровское время применялся сентябрьский стиль летосчисления – при переводе в ныне действующий календарь обозначенная дата относится к 1630-му, а для современников события это был уже следующий год.

В грамоте говорилось: «И государь царь, и мы патриарх отпустили на Углеч раку царевича Димитрия и носилы; а за ракою чудотворца Димитрия велено ехать Большого Дворца подьячему Якиму Заморцеву, и память наказная дана ему, где ту раку устроить в соборной церкви. Да в другую деревянную церковь послан, с ним же Якимом, ковчег, вделан в доску, да и мощи в ковчеге, а около обложено серебром, золочено и поведено чернью».

Предметы были доставлены в Углич 10 декабря и торжественно встречены при Московских воротах Земляного города (посада), находившихся рядом с Николосухопрудской церковью. Очевидно, тогда же была передана в дар угличанам и плащаница с изображением царевича Димитрия, шитая его матерью Марией Нагой, инокиней Марфой Феодоровной. Считается, что плащаница имела портретное сходство и, более того, на шее Димитрия вышито жемчужное ожерелье, носимое перед гибелью. Как и ковчег, плащаница была передана в храм царевича. Носилы и рака размещены в Спасо-Преображенском соборе, где находились до XIX века.

Далее рассмотрим бытование предметов. В Писцовых книгах 1674-1676 годов подробно описано убранство церкви Царевича Димитрия. Перед иконостасом, между поставными свечами (напольными подсвечниками) находился аналой, обитый «червчатым» (ярко-малиновым) сукном. На нём «в ковчеге часть мощей благовернаго царевича князя Дмитрия; а ковчег обит бархатом червчатым, затворы серебряные золочены с чернью, на ковчеге четыре орешка в киотцах, на нём покров атлас червчатой верх».

У правого клироса в киоте была икона Спасителя с изображенными в молении царевичем Димитрием и князем Романом Угличскими. Вероятно, рядом размещалась плащаница. В Писцовых книгах приводится её описание: «Плащаница – на ней вышит образ благовернаго царевича князя Димитрия, венец и ризы шиты золотом и серебром по лазоревой земле, а тропарь и кондак шит по червчатой камке, ожерельице жемчужное; на плащанице ж покров камчатой цветной мелкотравной, крест нашит – кружево серебряное кованое, трость и копие и подпись шиты серебром».

Из приведённого описания можно сделать вывод, что ковчег первоначально хранился просто на аналое, а плащаница как икона могла быть помещена на стене. Перед ней висела медная лампада. С течением времени (уже в каменном храме) способ хранения почитаемых предметов меняется. В 1773 году была изготовлена деревянная рака или гробница, установленная на солее около правого клироса. В неё и поместили главные святыни. В описи имущества 1786 года приводится описание: «На правой стороне гробница деревянная, а на верхней доске написан образ царевича Димитрия, а вверху Отечествие. Во оной гробнице обито тафтою вишнёвою.

В гробнице положена плащаница, на которой вышито золотом и серебром, и шёлком образ Святой Троицы и Благовернаго царевича Димитрия. На оном пять городков жемчужных. На оной плащанице ковчег, на котором верхняя доска серебряная резная, позолочена с чернию. В средине ея образ царевича Димитрия, а около крестообразно четыре орешка. Исподняя сторона обита красным бархатом».

Спустя шестьдесят лет, в 1833 году, на собранные по подписке пожертвования изготавливается новая великолепная рака. Она имела фигурную деревянную основу, с двух лицевых сторон обложенную чеканным серебром, а с других – посеребрённой медью «апплике». На изогнутых стенках раки находились три округлых клейма-медальона. В клейме у возглавия была вырезана надпись, излагавшая основные вехи истории царевича Димитрия – аналогичный текст находится в составе росписей южной стены:

«Убiенiе святаго государя оуглецкаго благовернаго князя царевича Дiмитрiя Iоанновича Московскаго: во осмое лето от рождества своего, маiя в 15 день: шестыя седмицы по Пасце в день субботный, во осмый часъ дне: к последней четверти. В лето от начала мiра 7099, от воплощенiя же Бога слова 1591: И перенесение же честных мощей его из Оуглеча в Москву бысть в лето бытiя мiра 7114: от воплощенiя Бога слова 1606: месяца iунiа въ 3 день: в царство благочестиваго царя Василiя Iоанновича Шуйскаго, в патрiаршество же Ермогегово: Посыланы же быша по святым и чудотворныя мощи его от царскiя палаты от священнаго же чина преосвященный Филаретъ митрополит Ростовскiй и Iарославскiй иже потомъ патрiарх бысть Московсiй и всея Россiи».

В двух клеймах на боковой стороне – изображения убиения царевича и перенесения мощей. Крышкой раки служила икона в серебряном чеканном окладе, где Димитрий был представлен в царском одеянии. В старинных описаниях сообщалось, что гробница «угличской работы» – с большой долей вероятности была изготовлена в мастерской Михаила Александровича Хорхорина. Она могла считаться одним из лучших произведений местного ювелирного искусства.

В том же году над ракой соорудили резную деревянную сень (балдахин) с двумя колоннами, карнизом, подзором, кистями и живописными клеймами. Пространство около гробницы и храмовой иконы окружили железной решёткой с позолотой и медными навершиями. Но при установке нового иконостаса в 1865 году, при церковном старосте А.Н. Решетникове, сень и решётка были убраны. Рака осталась свободно стоять в углу иконостаса около правого клироса. Она находилась на возвышении, имела в основании четыре шаровидные ножки. Рядом на солее стояли два больших медных посеребрённых подсвечника с вызолоченными деталями. В таком виде рака запечатлена на фотографии 1892 года, позволяющей воочию представить красоту пропорций и утончённость деталей. В 1900 году на средства известного благотворителя Н.Д. Евреинова был изготовлен стеклянный футляр для сбережения святыни.

Церковь Царевича Димитрия так и сохраняла бы священные реликвии и произведения искусства, собранные стараниями поколений угличан, но далее последовали революционные события. Рака, вероятно, была утрачена в начале 1920-х годов, во время известной большевистской кампании по изъятию церковных ценностей. Так, наряду с очень многими предметами было уничтожено замечательное произведение искусства угличских мастеров. Плащаница, бывшая одной из главных святынь Углича, тоже была утрачена.

Из числа святынь ныне сохраняется только ковчег, также именуемый иконой и доской-мощевиком. Предмет представляет собой квадратную доску кипарисового дерева. С лицевой стороны закреплены четыре совмещённые листа серебра. По контуру узкая профилированная рамка. На оборотной стороне выцветший потемневший бархат. Позолоченный канфарённый фон серебра покрывает выполненный в технике черни затейливый плетёный орнамент. В середине углубление с миниатюрной килевидной рамкой. Но в нём давно уже нет частицы мощей, которую в разные периоды закрывали «светолучное стекло» и финифтяная иконка.

Этот старинный ковчег держали в руках царь Михаил Феодорович и патриарх Филарет. Его чтили многие поколения угличан. Уникальный предмет, представленный в экспозиции церкви Царевича Димитрия – на своём историческом месте, – и ныне является одной из главных реликвий Углича, подлинным свидетельством нашей истории.

x
Подписаться на новости
X