A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяНаука и публикации → От традиций к образцовым фасадам

От традиций к образцовым фасадам

Евгений Лиуконен

13 августа 1784 года императрица Екатерина II утвердила генеральный план Углича, разработанный Комиссией о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Эта дата знаменательна в истории нашего города, поскольку положила начало радикальному преобразованию архитектурной среды, широкому внедрению стиля классицизма. Как уже многократно отмечалось, введение регулярного плана привело к утрате исконной средневековой планировки, формировавшейся столетиями. При этом изменения в сфере строительства не были такими уж кардинальными. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Бесспорно, Петровская эпоха стала одним из крупнейших «водоразделов» в истории отечественной культуры. При этом преобразования в области архитектуры представляются менее радикальными, чем в иных сферах бытового и культурного уклада. С одной стороны, был Петербург – совершенно новый город, строившийся иностранными архитекторами, целостно и «из первых рук» воспринявший западную культуру. Но, с другой стороны, были Москва и бескрайние просторы российской провинции, где новшества воспринимались постепенно и более преемственно. Если говорить о многих уголках провинции, то процесс преобразований оказывался медленным, существенно тормозился недостаточным числом образованных специалистов. Чрезвычайно сильны были традиции, многовековой уклад. И даже в столичной архитектуре к середине XVIII столетия происходит некоторый отход от радикального западного влияния – в дворцовых ансамблях и культовых постройках, созданных Ф.Б. Растрелли, А.В. Квасовым, И.Ф. Мичуриным, С.И. Чевакинским, Д.В. Ухтомским и другими видными архитекторами, присутствует немалая доля преемственности русского зодчества XVII столетия. Таковыми были композиционная сложность зданий при сохранении чёткой тектоничной основы, насыщенная орнаментация, яркая пышность и полихромия фасадов, непременное присутствие оконных обрамлений.

Интересные явления можно наблюдать в зодчестве Углича первой половины XVIII века. Корсунская (1730) и Петропавловская (1730-1735) церкви являются характерными памятниками той эпохи. Их облик консервативен, тесно примыкает к постройкам второй половины XVII века и «нарышкинского» барокко, преемственно продолжая их линию. Примечательно, что у Петропавловской церкви до переделки XIX века главы были «прикрыты каменною черепицей». Надо полагать, это были традиционные для XVII века сложенные из кирпича каменные главы – такие изначально присутствовали у храмов Воскресенского монастыря, возможно, у церкви Рождества Иоанна Предтечи и других местных храмов. Каменная главка венчала придел Корсунской церкви.

С течением времени в церковную архитектуру проникали элементы стилей барокко, рококо, классицизма, но традиции зодчества XVII века проявлялись вплоть до 1800-1810-х годов. Таковы были вкусы заказчиков и возможности крестьянских строительных артелей. Изучение местной культовой архитектуры тем хорошо, что она довольно многочисленна и точно датирована, позволяет проследить эволюцию стилей. Иначе обстоит дело с гражданской архитектурой – до нашего времени сохранились лишь три дорегулярных каменных дома (Калашниковых, Одинцовых, Серебренниковых), крайне мало известно об утраченных, ни одно здание не имеет точной датировки. Сложно установить происхождение их архитектурных форм.

В XVIII веке лишь зарождалась практика типовых проектов. Можно вспомнить образцовые дома, разработанные в 1714 году Д. Трезини для Петербурга, но они едва ли применялись в местном строительстве. Анализируя местные памятники, следует признать, что в их облике, планировке, композиции было сильно традиционное начало, связанное с деревянным зодчеством, посадским строительством XVII века. На старообразную основу привносились барочные наличники довольно правильных выверенных форм. Иногда применялись пилястры, рустовка, лучковые фронтоны и другие модные детали.

Перечисленные факты позволяют считать, что формирование местной архитектуры XVIII века было эволюционным и преемственным – введение плана 1784 года лишь ускорило процесс, сделало каменное строительство более массовым и значительным. Для создания чёткой и единообразной архитектурной среды к генеральному плану было приложено шесть типовых проектов – «примерных» фасадов. В пояснении говорилось: «Партикулярныя каменныя домы могут строить против вновь строющихся городов по представляемым при сём примерным фасадам под № 1-м, 2-м и 3-м…, а купеческия с лавками домы по фасаде под № 6-м… Деревянныя домы в кварталах, прикрытых жёлтою краскою, строить по фасадам под № 3-м, 4-м и 5-м: на каменных жилых погребах, на каменных фундаментах и без каменных фундаментов, кто как пожелает».

«Примерные» фасады архитектора И.М. Лема достаточно хорошо известны. Они, очевидно, имеют некоторую связь с образцовыми проектами, разработанными в 1767 году для Твери А.В. Квасовым и М.Ф. Казаковым. Интересно проследить какие именно «примерные» фасады были приложены к генеральному плану Углича. Некоторые из чертежей встречаются среди архивных документов – они входили в состав геометрических специальных планов, выдававшихся горожанам для строительства домов.

Фасад № 1 отсутствует среди обычно воспроизводимых проектов И.М. Лема, но встречается среди местных документов. Он представляет двухэтажный дом в семь осей под четырёхскатной крышей. Углы обработаны лопатками, окна окаймлены простыми рамочными наличниками, также имеются междуэтажный поясок и карниз. Очевидно, этот фасад предназначался для наиболее состоятельных горожан. Фасад № 2 – «каменным домам на погребах в один этаж с мезонином». Это дом в пять осей, также с угловыми лопатками. Наличники окон имеют более сложную форму с нижними и боковыми выступами-«ушами». Мезонином здесь поименован невысокий верхний этаж. Фасад № 3 – «на каменных погребах в один этаж каменным или деревянным домам». Он представляет протяжённое здание в семь осей. Окна с простыми рамочными наличниками. При этом проёмы цокольного этажа-«погреба» имеют лучковые перемычки. Фасад № 4 – «деревянным домам на каменных фундаментах». Он встречается наиболее часто. Представляет небольшой дом в пять осей. Наличники имеют нижние угловатые выступы. Фасад № 5 – «деревянным домам без каменных фундаментов в один этаж». Это также дом в пять осей, но более короткий и низкий. Он предназначался для наименее состоятельных горожан. По фасаду № 6 следовало строить «купеческия с лавками домы», но непонятно, какой из 2-3 «примерных» фасадов лавок имелся в виду и формально применялся в Угличе для строительства торговых рядов.

Характерная черта «примерных» фасадов – крайняя схематичность. Представляется, что в оригинальном виде их было сложно воплотить в жизнь, поскольку они противоречили обычной эстетике жилищ. Но, очевидно, это и не требовалось, поскольку целью проектов могло быть обозначение общих принципов и приемлемых пропорций. Генеральный план дозволял «строить и выше сих фасад наилучшим украшением», что реально и делалось.

Можно отметить разные принципы применения на практике «примерных» фасадов. В одних случаях их придерживались достаточно точно, воспроизводя предложенную композицию, внося по желанию хозяев коррективы в размеры сооружений и набор деталей. Таков дом купца Алексея Кузьмича Воронова (ул. Ростовская, 11), построенный при изначальной разбивке кварталов в конце 1780-х годов. Значительное Г-образное в плане здание может быть соотнесено с фасадами № 1 и 2. Характерны угловые лопатки и рамочные наличники с «ушами». Дом купца Ивана Дмитриевича Серебренникова (ул. Ярославская, 12/13) формально строился по фасаду № 3, но реально выполнен по тем же №№ 1 и 2, с добавлением венчающего мезонина.

Второй принцип – это многочисленная группа домов, чьи фасады в различных вариациях декорированы сложными многочастными карнизами, прямоугольными филёнками, лопатками и поярусной расстановкой ордера. Последнюю составляют размещённые в простенках пилястры с белокаменными базами и капителями и напоминающие колонны закруглённые углы. Эти купеческие дома возводились на рубеже XVIII-XIX веков, формируя границы новых регулярных кварталов. При датировке необходимо учитывать, что они могли быть построены только после 1794 года – времени исправления и повторной разбивки генерального плана. Они также возводились на протяжении 1800-х годов. Эти здания в немалой степени формируют характерный и узнаваемый облик Углича, а потому следует подробнее отметить их особенностях, насыщенную историю и дальнейшую судьбу.

x
Подписаться на новости
X