A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяНаука и публикации → Угличский музей в годы Великой Отечественной войны

Угличский музей в годы Великой Отечественной войны

Валентина Колганова

В  период Великой Отечественной войны Угличский музей размещался в четырех памятниках архитектуры XV-XVIII вв., расположенных на территории Кремля — Палатах удельных князей(1480 г.), Церкви царевича Димитрия «на крови» (1692 г.), Спасо- Преображенском соборе (XVIII в.) и колокольне (1730 г.). Часть музейных фондов находилась в Воскресенском соборе Воскресенского монастыря (1674-1677 rr.), территория которого в этот период входила в зону строительной площадки Волгостроя, таким образом, обеспечивалась охрана произведений древнерусского искусства, размещенных там на хранение.

Следует отметить, что важнейшей задачей, которая стояла перед музеем в эти годы, было обеспечение сохранности музейного фонда. Поэтому в 1941 г. экспонаты из драгоценных металлов были эвакуированы в г. Галич.

Во время войны Угличский музей относился к категории краеведческих. Эта экспозиция, соответственно профилю, состояла из трех основных отделов— природы, исторического и антирелигиозного.

Основным видом деятельности музея в рассматриваемые годы было создание выставок по военной тематике. В 1941 г. в подклете церкви царевича Димитрия «на крови» открылась выставка «Военное прошлое русского народа. 1812 г». На ней экспонировались погребальные дроги М. И. Кутузова, на которых его тело было перевезено из Австрии в Россию, а также мебель и оружие той эпохи из петербургского дома полководца. В том же году на втором этаже церкви закончилось строительство антирелигиозного отдела.

В 1944 г в музее состоялась персональная выставка художника Петра Дмитриевича Бучкина, на которой были представлены 20 работ на тему Великой Отечественной войны. Петр Дмитриевич был эвакуирован из Ленинграда в родной город зимой 1942 г. Прожив в Угличе до осени 1944 г, он создал целую серию рисунков и акварелей под названием «Углич». В это же время художник пишет и эскизы к одной из самых больших своих работ - «Обращение Козьмы Минина к русскому народу».

Тема войны, патриотизма, народного подвига, нашедшие свое отражение в данном произведения, созвучны тому грозному времени, в которое оно писалось. Именно в Угличе он выполнил первый вариант картины. Находясь в весьма стесненных условиях, П. Д. Бучкин в основном писал акварелью или рисовал карандашом. Это были эскизы или зарисовки к работам, которые дописывались в Ленинграде в 1946 г. В небольших по размеру произведениях художник показал героическое, а подчас и трагическое прошлое своей малой Родины.

На протяжении всего военного времени в музее функционировала выставка «Архитектура прошлого и настоящего г Углича», открытая в конце 1940 г в северном приделе Спасо-Преображенского собора. На ней экспонировались акварели, планы, чертежи, фрагменты архитектурных деталей. Особый интерес представляли акварели угличского краеведа В. И. Серебренникова и московского архитектора Н. Я. Тамонькина. Последний жил в Угличе в 1940 г и выполнил по заказу музея 43 работы.

Известно, что научно-исследовательской работой в этот период занимались директор и хранитель Александр Александрович Войтов - старший научный сотрудник Эрмитажа, опытный нумизмат. Он приехал в Угличский музей в 1944 г с целью отбора экспонатов для госучета. В процессе этой работы он подробно изучил музейные коллекции, что позволило ему определить для себя ряд тем. В основном его интересовала художественная жизнь Углича XVII-XIX вв. В отчете музея за 1944 г говорится «.. Войтовым проделана большая работа по выявлению художников и мастеров прикладного искусства Угличского края».

Изучением прошлого Угличского Верхневолжья занимался директор музея Борис Арсентьевич Дмитриев. В 1944 г им были написаны статьи «Угличане в сибирской ссылке 1593 - нач. XVII в.» и «Угличский край в борьбе с польско-литовскими интервентами».

Всю войну проработал реставратором художник Павел Констан­тинович Гусев. 

Охарактеризовать экспозиционную, собирательскую и массово-просветительскую работу музея в военный период сложно по причине скудности дошедших до нас сведений. Однако следует упомянуть о поступлениях в начале 1945 г, когда были приобретены «... четыре портрета И. В. Тарханова, портрет итальянской работы 1873 г, ...черепаховые гребни».

В годы войны Угличский музей находился в крайне тяжелом положении. Памятники не отапливались, экспозиционные залы в зимний период оставались закрытыми для посетителей, не хватало фондовых помещений. На протяжении всего этого времени музей остро нуждался в профессиональных кадрах, только к концу войны штат увеличился до девяти человек, что позволило в послевоенный период повысить уровень его работы.

x
Подписаться на новости
X