A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяНаука и публикации → Довожу до сведения почтеннейшей публики

Довожу до сведения почтеннейшей публики

Евгений Лиуконен

Слово «реклама» вызывает у нас различные ассоциации. Надоедливые перерывы любимых фильмов, огромные уличные баннеры, наклейки на стенах… Ассоциации могут быть диаметрально противоположными – от ярких картин современности до чего-то назойливого и тягостного. Сфера рекламы уже во второй половине XIX – начале XX веков находилась на высокой ступени развития. Достаточно вспомнить жестяные коробки из-под леденцов и чайные ящики с броскими печатными изображениями, логотипами, названиями. Исключительно красивую яркую упаковку зачастую не выбрасывали после использования, а так и продолжали хранить в домах. Ныне такие предметы украшают музейные экспозиции, являются объектами коллекционирования.

Помимо художественно оформленных упаковок, вывесок, афиш торговые и промышленные компании прибегали к услугам прессы, активно используя для продвижения товаров средства массовой информации. Дореволюционные газеты и журналы пестрели рекламными объявлениями. В туристических путеводителях по Волге они порой занимали множество страниц, украшая эффектным видом и цветными вставками, являясь ценной справочной информацией.

Наш город старался не отставать от трендов современности. Газета «Угличанин» с первого же номера, вышедшего 3 сентября 1906 года, предоставила свои страницы рекламодателям. С тех пор прошло более века, и ныне тогдашняя реклама представляет значительный краеведческий интерес, является ценным источником сведений о быте и экономике, примечательных личностях, занимавшихся коммерческой деятельностью.

Что же рекламировал «Угличанин»? Конечно же, редактор и издатель Климент Петрович Мухин активно пропагандировал саму газету и предлагал услуги собственной типографии: «Вновь открытая в городе Угличе типография К.П. Мухина (Вознесенская улица, дом Евреинова) принимает заказы на всевозможныя типографския работы. Заказы исполняются тщательно, срочно, по умеренным ценам». И в том же первом номере на последней полосе торговый дом «Н. Евреинов и Сын» предлагал шоколад для малокровных и детей на швейцарском молоке, фирмы Ф.Л. Кайе, продававшийся в их магазине. Располагавшаяся по соседству чулочная мастерская Х.Л. Марголиной исполняла заказы на вязаные шарфы, кальсоны, чулки фуфайки, детские костюмы и прочее. Магазин дамских и детских шляп «Венский Шик» I. Сливинскаго, находившийся на Спасской улице, принимал заказы и переделки по новейшей моде. Он же рекламировал переплётное и коробочное производство: «Приём заказов на всевозможныя переплётныя работы от простых до роскошных. Наклейка на холст и картон планов и карт. Изготовляются различныя картонажныя изделия, как то: шляпно-картузныя картонки, конфектныя, аптекарския коробки». В газете также содержалась справочная информация о работе сельскохозяйственного склада при Земской управе, почты, Городской публичной библиотеки, Музея царевича Димитрия.

Эти объявления повторялись из номера в номер. К концу года к ним добавилась реклама дамских шляп С.М. Пинус на Спасской улице: «Большой выбор всевозможных новейших фасонов каракулевых шляп, шапок из разных цветных мехов, а также имеются модные фасоны муфт, горжет и капоров». Магазин торгового дома «Василий Кашинов с Сыновьями» предлагал граммофоны и пластинки, фотографические аппараты, электрические звонки и все к ним принадлежности. Он же в преддверии Рождества сообщал о большом выборе игрушек и ёлочных украшений.

В начале 1907 года была торжественно открыта гостиница Алексея Карповича Поснова, и незамедлительно стали печататься объявления: «Честь имею довести до сведения многоуважаемой публики, что мною 4 сего Января в г. Угличе открыта Центральная гостиница по 2-му разряду с нумерами для приезжающих со всеми удобствами. Кухня под наблюдением опытнаго повара. С почтением А.К. Поснов». Он же сообщал о поступлении в продажу особенного любительского чая собственного развеса.

Владелец магазина мануфактурных и галантерейных товаров в Большом мучном ряду В.М. Клещев предлагал «Швейныя машины системы Зингер. Цены и качество вне конкуренции. Всегда в большом выборе». Рыбный торговец И.В. Колотилов также рекламировал свой товар – только что полученный «Судак свежий белозерский высшаго качества (пылкий). Снятки белозерские лучшие. Продажа оптом и в розницу. Салака, корюшка, навага, лещи крупные». В лавке Н.М. Шапошникова продавался овёс лучшей доброты. Тогда же в 1907 году стали печататься объявления медно-слесарно-водопроводной и никелировочной мастерской М.С. Блехмана на Московской улице, иллюстрированные изображением фигурной металлической кровати. Мастерская предлагала «Котельныя строительныя работы; приём заказов: для фасадов и церквей, железныя решётки для оград, садов и балконов, балюстрады для лестниц и площадок. Починка велосипедов и изготовление новых кроватей. Устройство клозетов, насосы, ванны с нагревательным аппаратом. Провожу воздушные и электрические звонки и номерные аппараты. Принимаю никелирование и лужение всевозможных медных изделий. Проверка десятичных весов и балансов».

В феврале 1907 года появилось загадочное объявление в жирной рамке: «Граждане всей России должны знать, что такое ФЕРОФОНЪ. По настоящему времени это необходимо и все подробности бесплатно высылает А. Бурхард. С.-Петербург, Невский просп., № 6». Это были настенные телефонные аппараты французского производства с возможностью фонического и звонкового вызова (как известно, телефонная связь в Угличе начала формироваться с 1901 года).

Необходимо отметить, что К.П. Мухин явно обладал коммерческой жилкой – ему удавалось в скромных местных возможностях два года осуществлять издание газеты и всё это время прекрасно вести рекламную работу, чего нельзя сказать о газете «Угличские Вести». В девяти номерах, выходивших с 3 января по 27 февраля 1910 года, редактор-издатель И.В. Колотилов предлагал услуги своей типографии на конторские книги, счета, всевозможные бланки, свадебные билеты и визитные карточки, этикетки, прейскуранты, брошюры «по ценам все всякой конкуренции!!!» Ниже по диагонали печаталось приглашение для рекламодателей: «Объявление есть двигатель торговли, поэтому помещайте ваши объявления на страницах газеты». Но удалось привлечь лишь несколько клиентов с небольшими объявлениями.

Далеко не сразу получилось наладить рекламное дело в газете «Голос Угличанина», выходившей с 4 апреля 1910 года, но постепенно вновь стали выходить объявления торгового дома «Василий Кашинов с Сыновьями», появилась реклама гостиницы «Коммерческой» Н.С. Худякова на Казанской площади. Активно рекламировался сам «Голос Угличанина», приглашались газетчики и комиссионеры для розничной продажи номеров. Помещались сообщения страховых обществ «Россия» и «Якорь», пароходства общества «Самолёт».

Во второй год издания газета вступила в солидном исполнении. В ней печаталась красиво оформленная реклама компании «Зингер» с фирменным логотипом. Купец Василий Николаевич Кашинов со своей стороны сообщал: «КТО ХОЧЕТ у себя дома слушать лучших певцов земного шара в действительно художественном, натуральном исполнении, тот должен приобрести ГРАММОФОН у торгового дома В. Кашинов с С-ми. Сцена у себя дома. Самый усовершенствованный музыкальный инструмент. Бесплатная демонстрация – Каталоги бесплатно. Двухсторонние пластинки разных фабрик по 1 рублю за штуку». Эффектный текст снабжался картинкой – уголок комнаты с мягким креслом, зашторенным окном и граммофоном на круглом столике. Иван Николаевич Мехов доводил до сведения почтеннейшей публики, «что в посудном магазине открыта мастерская для изготовления рамок из багета разных размеров и сортов. Там же производится продажа обоев, олеографических картин и зеркал в рамах».

Процветало рекламное дело и в газетах «Угличская Мысль», «Угличский Край». Чего стоит объявление торгового дома «Андрей Виноградов и Сын»: «Еженедельно получаются свежия конфекты, вафли, французское печенье, питательный шоколад «Гемо», а также об имеющихся разнообразных винах, сладких мессинских апельсинах, кокосовом масле лучшего качества. А.К. Поснов, удостоенный высшей награды GRAND-PRIX Всемирной выставки в Брюсселе 1910 года «За лучшия качества копчёной колбасы и ветчины», а также высшей награды, диплома и медалей на выставке в Привислинском крае, льстил себя надеждой, «что господа уважаемые покупатели… не преминут почтить нас своими любезными заказами».

Вот такие картины жизни Углича начала ХХ века предоставляет нам старинная реклама на страницах местных газет.

x
Подписаться на новости
X