A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяНаука и публикации → По сему фасаду каменный двухэтажный дом

По сему фасаду каменный двухэтажный дом

Евгений Лиуконен

Архитектурная среда является одним из важнейших культурных сокровищ Углича. Начало её формирования относится к отдалённым временам, но проблема в том, что в древности строительство велось исключительно из дерева – недостаточно долговечного, погибающего в пожарах. По этой причине основу существующей архитектурной среды составляют каменные здания – храмы и ансамбли монастырей XVII столетия, образцы последующего посадского строительства.

Можно сказать, что уже в XVII-XVIII веках талантливые мастера формировали свободно развивавшийся в пространстве архитектурный ансамбль города, открывавшуюся с Волги и разных мест живописную панораму. Но обширная деятельность того периода была во многом перечёркнута последующими градостроительными преобразованиями – введением генерального плана 1784 года, новой регулярной планировки, сменившей исконную. Одни ранее возведённые здания удалось вписать в новый план, другие оказались расположенными не вполне удачно. Изменилось восприятие, были утрачены изначально продуманные видовые точки. Поэтому реальным началом современной архитектурной среды Углича стало введение генерального плана.

Несомненным достоинством нового плана стали не только широкие и прямые улицы, обширные площади, но и начавшееся массовое строительство каменных домов – купеческих особняков, сформировавших неповторимый облик городского центра. Их возведение и дальнейшее бытование – одна из интереснейших и обширных тем местной истории, но, чтобы не погрязнуть в необъятном, остановимся на конкретном примере. Рассмотрим историю появления одного известного и заметного здания (ул. Ярославская, 12/13).

В Писцовых книгах 1674-1676 годов упоминается проживавший на Мостовой улице «молотчей человек» Ивашко Фомин сын Серебряник. У него на обозначенной улице был двор с огородом, имевший размеры – вдоль 38 саженей, поперек 9, в заднем конце – 7 с полусаженью. В XVII веке посадское население по имущественному достатку делилось на лучших, средних и младших людей. Положение города было далеко не блестящим, а потому «молотчие» люди по местным меркам относились к числу обеспеченных. На посаде их насчитывалось 76 человек. Далее шли бобыли, вдовы и записные нищие.

Сорок лет спустя, в Переписной ландратской книге 1717 года, там же на Мостовой улице значится двор посадского человека Ивана Иванова сына Серебряникова, 47 лет. Отец к тому времени уже умер, но сын продолжал семейное дело: «а ремесло им – делает серебряное». Это была семья ювелиров. К XVIII веку сформировалась их постоянная фамилия, произошедшая от ремесла. В Переписную книгу 2-й ревизии 1744 года записан Дмитрий Иванов сын Серебренников 25 лет. У него дети: Иван 3 лет, Григорий 2 лет».

Поколения семьи так бы и жили на насиженном родовом месте, но в 1784 году утверждается «План Ярославскаго наместничества городу Угличу». Императрица Екатерина II 13 августа, будучи в Царском Селе, надписывает на чертеже, разработанном Комиссией о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы: «Быть по сему». Выполняя начальственное предписание, губернский землемер коллежский асессор Григорий Иванович Хомяков в 1787-1788 годах проводит разбивку Углича на кварталы. Земля Серебренниковых оказывается в 18-м квартале, лицом на Ярославскую и Каменскую улицы. Хлопотать о перемежевании участка в новых границах довелось купцу 2-й гильдии Дмитрию Ивановичу Серебренникову, который 20 января 1788 года получает план от губернского землемера, утверждённый в Ярославском наместническом правлении. На участке было дозволено возводить «домовое каменное и служебное разное строение».

Позднее глава семьи умирает, а земля с имеющимися строениями по разделу достаётся старшему сыну – угличскому купцу 2-й гильдии Ивану Дмитриеву Серебренникову. К тому времени возникла немалая сложность – в 1794 году осуществляемый генеральный план был признан неверным и по распоряжению генерал-губернатора Петра Васильевича Лопухина исправлен губернским землемером Иваном Степановичем Кореневым. В новых условиях обозначенный квартал получил номер 7 и потребовалось уточнение границ. С этой целью И.Д. Серебренников 4 апреля 1796 года подал прошение в Угличский Городовой Магистрат.

Понадобилось немало времени на решение вопросов с соседями, приобретение или обмен попадающих в границы участка фрагментов соседних земель. «Геометрический план крепостному месту» И.Д. Серебренникову был выдан 23 октября 1802 года, когда он уже стал угличским купцом 1-й гильдии. В соответствии с планом дозволялось произвести строение наугольного каменного двухэтажного дома. Участок имел площадь 880 квадратных саженей, по Ярославской улице и в заднем конце был шириной 22 сажени, по Каменской улице длиной 40 саженей. Фактически он в два раза превышал стандартную норму, отражая высокое положение владельца – одного из богатейших угличан.

К плану прилагался фасад. В документе предписывалось: «По сему фасаду означенной купец Иван Серебренников должен выстроить каменной дву етажной дом, не уклоняясь от онаго нимало, кроме наружнаго украшения и внутренняго расположения, что отдаётся на волю хозяина».

Это был приложенный к генеральному плану «примерный» фасад № 3 – «на каменных погребах в один этаж каменным или деревянным домам». На чертеже обозначено протяжённое здание в семь окон, с низкой четырёхскатной крышей. Все проёмы оформлены простыми рамочными наличниками. Окна основного этажа прямоугольные, а полуподвала – с лучковыми перемычками.

Правда, возведённый дом сильно отличается от предписанного фасада. Он получил полноценный нижний этаж, широкие угловые лопатки, карниз с сухариками и деревянный мезонин с треугольным фронтоном. При этом сохранена композиция в семь осей. Окна оформлены выполненными из кирпича рамочными наличниками простых форм. Наличники нижнего этажа имеют внутренние углублённые ниши и боковые выступы по верхним углам. Композиция напоминает «примерный» фасад № 2 – «каменным домам на погребах в один этаж с мезонином» (в данном случае мезонином именовался верхний пониженный полуэтаж).

В пояснениях к генеральному плану отмечалось: «по желанию ж хозяев дозволить строить и выше сих фасад наилучшим украшением». В данном случае строителями были осуществлены заимствования из двух проектов, но при этом сохранены характерные черты «примерных» фасадов архитектора И.М. Лема. Во многих случаях в местном строительстве «украшения» оказывались куда более значительными – выражались в применении пилястр, лопаток, закруглённых углов, различных филёнок, создании весьма сложной и насыщенной композиции. В данном контексте особняк Серебренниковых ценен тем, что отражает особенности и характерный стиль «примерных» фасадов.

Богатая купеческая усадьба включала ещё немало диковинок. Так, к дому со стороны двора позднее была пристроена внушительная полуротонда. Её крупный округлый объём оформлен поярусной расстановкой ордера – пилястрами и миниатюрными тосканскими колоннами. Примыкающий к мезонину расширенный верхний этаж выполнен из дерева, снаружи обшит тёсом. Надо полагать, что купец позаимствовал архитектурный мотив в столичной дворцовой архитектуре, но предназначалась ротонда отнюдь не для бального зала – служила для размещения лестницы, по сути дела, являясь крыльцом. Справа к ней прежде примыкала небольшая округлая пристройка с пилястрами и колоннами, и вовсе бывшая уборной.

Вдоль Каменской улицы располагалась каменная ограда с небольшой арочной калиткой и глухими нишами, имитировавшими окна. Такими постройками в центре городов обычно закрывали ещё незастроенные пустыри, но в данном случае едва ли можно сомневаться, что ограда была возведена как часть купеческой усадьбы.

Со стороны Ярославской улицы к дому примыкали внушительные ворота с боковыми калитками и ступенчатым завершением над арочным проездом. Они имели сложную композицию, были декорированы полуколоннами и пилястрами. Помимо дома с мезонином и полуротондой до нашего времени сохранился полутораэтажный флигель, использовавшийся для складских и торговых нужд. Все описанные части формировали колоритный облик провинциальной купеческой усадьбы – уникального памятника местной архитектуры.

x
Подписаться на новости
X