A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяНаука и публикации → Строительство Архангельской церкви

Строительство Архангельской церкви

Евгений Лиуконен

В окрестностях Углича одно из уникальных особенных мест – старинное село Архангельское «что в бору». Та земля овеяна древними преданиями, хранит память о монашеской обители, о трагических событиях Смутного времени. Красноречивым напоминанием о временах минувших служит братская могила жертв польско-литовской интервенции 1610 года, осенённая крестом. Нынешний образ этого места ассоциируется с белоснежным пятиглавым храмом второй половины XVIII века – центром прихода, объединяющем окрестные деревни, привлекающем паломников из многих мест.

Предыстория появления храма такова – Архангельский монастырь был восстановлен после разорения начала XVII столетия, но так и не обрёл прежнего значения. Позднее в 1654 году по прошению ростовского митрополита Ионы и по царскому указу обитель со всеми угодьями приписана к угличскому Воскресенскому монастырю, после чего, вероятно, бытовала в качестве приходского храма для вотчинных крестьян.

В 1764 году в результате секуляризационной реформы Воскресенский монастырь был упразднен, а его владения перешли в государственную собственность, в ведение Коллегии экономии. В середине XVIII века село Архангельское не имело постоянных жителей и, по сути, включало только церковный погост. Деревянный храм постепенно обветшал, и прихожане решают возвести каменный. Он датируется 1787 годом, но это обобщённая дата. Более точно проследить историю строительства позволяют старинные документы, к которым и обратимся далее.

В апреле 1787 года «Угличского уезда села Архангельского что в бору» священник Иоанн Иоаннов и церковный староста крестьянин деревни Селиванова экономического ведомства Василий Егоров с прихожанами подали «покорнейшее прошение» архиепископу ростовскому и ярославскому Арсению (Верещагину). В прошении сообщалось: «Во оном селе Архангельском имеется новопостроенная о дву апартаментах каменная церковь во именование Святаго Архистратига Михаила, из коих в нижнем апартаменте во именование Введения Пресвятыя Богородицы церковь уже освящена, да и другая, состоящая в верхнем апартаменте Архангельская церковь всем церковным благолепием украшена… и ко освящению никакого во оной препятствия не имеется, которую и желаем мы именованные освятить». Прежнюю деревянную церковь планировалось упразднить и разобрать, «из оной лес употребить в продажу на обжиг, где потребно будет церковного кирпича».

При рассмотрении прошения, 22 апреля Духовной Консисторией была подготовлена справка, обобщавшая основные сведения о храме. В справке сообщалось, что, по данным второй ревизии, приходских дворов 110, в них проживало 377 мужчин и 414 женщин, а всего обоего пола 791 человек. Церковной усадебной, пашенной и сенокосной земли в неотъемлемом владении священно- и церковнослужителей по указной пропорции состояло 36 десятин. По числу приходских дворов «за силу указов и по бывшему в 1784 году разбору» положен причт в составе священника, диакона, дьячка и пономаря. «А прошлого 1782 года апреля 14 дня в показанном селе Архангельском вместо пришедшей в ветхость деревянной церкви во именование святаго архистратига Михаила, по прошению того села священника Ивана Иванова и церковного старосты крестьянина Фёдора Миронова с приходскими людьми, а по резолюции бываго в Ростове преосвященного Самуила архиепископа /что ныне митрополит киевский/ велено построить вновь каменную церковь о два этажа в тож именование Архистратига Михаила, а в нижнем во именование Введения Пресвятыя Богородицы, о чём и храмоздательная на имя благочинного угличской соборной церкви протоиерея Гавриила за подписанием Его Преосвященства грамота дана. Из коих в прошлом 1784 году декабря 20 дня в нижнем этаже Введенская церковь… уже и освящена, а настоящая Архангельская церковь остаётся еще неосвящённою».

24 апреля 1787 года архиепископ Арсений надписал следующую резолюцию: «Предложить, когда Бог благоволит мне быть в Угличе», но по неизвестной причине произошла задержка на несколько месяцев. 30 августа последовала новая резолюция: «Показанную Архангельскую церковь по чиноположению церковному освятить именем Господним благословляю угличскому алексеевскому игумену Игнатию, для чего и выдать новоосвященный антиминс. Старую ж деревянную церковь на обжиг кирпича употребить дозволить». 24 сентября игумен Алексеевского монастыря Игнатий направил рапорт в Ростовскую духовную консисторию, в котором сообщал, что церковь на новом антиминсе освящена 5 сентября, а прежний деревянный храм упразднён.

Подведём итог – на основе приведённых документов устанавливается, что строительство каменной церкви начато по указу архиепископа Самуила от 14 апреля 1782 года. Нижний зимний Введенский храм освящён 20 декабря 1784 года, а верхний летний 5 сентября 1787 года. Очевидно, основными инициаторами строительства были священник Иван Иванов, старосты Фёдор Миронов и Василий Егоров.

В описи имущества, составленной в 1787 году, отмечено, что в верхнем храме имеется иконостас «о четырёх поясах гладкий, на нём небольшая резьба; вызолочен весь. Царские врата резные, вызолочены». Во Введенском храме был «иконостас о дву поясах гладкой, раскрашен красною и зелёною красками. Царские врата гладкие вызолочены». Ещё один интересный факт – в описи отмечено, что «вход на паперть с обоих сторон деревянный». Очевидно, храм изначально имел деревянное крыльцо на два схода, взамен которого позднее была сооружена кирпичная пристройка с внутренней лестницей.

В ноябре 1848 года причтом и старостой под надзором местного благочинного составлена новая опись церковного имущества, содержащая куда более полные сведения. В начале описи сообщалось: «Настоящая церковь во именование Архистратига Михаила имеется каменная двуэтажная с полуциркульным алтарём. На ней пять глав деревянных, опаянных белою жестью. Кресты на них железные, опаянные таковою же жестью и укреплённые каждый четырьмя железными цепями. Снаружи вся церковь отбелена и покрыта как оная, так и трапеза по деревянным стропилам листовым железом, окрашенным зелёною краскою.

Вход в верхний храм с западной стороны каменный общекатуренный и отбелённый, пред коим имеется площадка из белаго камня… Во входе лестница деревянная с перилами и окрашенная белилами. В котором входе имеется потолок из наката…, стены общекатурены и окрашены с уборкою. В средине же потолка изображено Всевидящее Око, окружённое херувимами». Это и была пристройка, возведённая в первой половине XIX века. Очевидно, одновременно с ней построена колокольня в классическом стиле. «Между церковию и входом над папертью имеется каменная колокольня, общекатуренная и отбелённая известью, в два яруса с отверстиями. Покрыта железом, окрашенным зелёною краскою, с деревянною главою, опаянною белою жестью… Внутренность колокольни, полы, лестницы с перилами и переклады деревянные».

На колокольне находились восемь колоколов: 1) 156 пудов 38 фунтов, 2) 53 пуда 17 фунтов, 3) 24 пуда 37 фунтов 4) 10 пудов 16 фунтов 5) 4 пуда 6 фунтов, 6) 2 пуда, 7) 1 пуд 2 фунта, 8) 30 фунтов. Можно отметить, что для середины XIX века это был типичный набор, включавший и новые приобретения, обычно происходившие после постройки колокольни, и старинные колокола, быть может, XVII столетия. Каждый пуд веса оценивался в десять рублей серебром. При этом большой колокол стоил 1569 рублей 50 копеек, а малый – 7 рублей 50 копеек.

Важной составляющей облика храма была ограда, охарактеризованная следующими словами: «Вокруг церкви имеется каменная ограда с столбами, покрытая тёсом и с деревянными окрашенными чёрною краскою решётками. С северной и южной стороны имеются ворота с четырьмя калитками, в них двери столярныя решётчатыя на железных крюках и петлях, прикреплённых винтами. Из них ворота с северной стороны покрыты железом, окрашенным зелёною краскою, а главы опаяны белою жестью с таковыми ж крестами; а с южной стороны покрыты тёсом, окрашенным чёрною краскою, главы опаяны железом, крашенным зелёною краскою». Ограда оценивалась в 540 рублей. Для того времени это была важная принадлежность, не столь часто встречавшаяся в местных условиях, отражавшая статус довольно значительного сельского храма. Особого рассмотрения заслуживает внутреннее убранство, существовавшее в середине XIX века, отличавшееся от более позднего, сохранившегося до наших дней.

x
Подписаться на новости
X