A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяНаука и публикации → Три века Угличского музея

Три века Угличского музея


В 2022 г. Угличскому музею исполняется 130 лет. Его история вместила периоды трех столетий – основание в ХIХ, «серебряном» веке русской культуры, перемены бурного ХХ столетия, достойное развитие в стремительном «цифровом» веке ХХI.

Угличский музей был открыт 3 (16) июня 1892 г. по инициативе местного купечества в только что отреставрированном древнем памятнике - Палате угличских удельных князей.

На открытии Угличского Музея древностей почетным гостем был Сергей Александрович Романов, в то время московский генерал-губернатор, с женой Елизаветой Федоровной, родной сестрой супруги Николая II - Александры Федоровны. Освящение и открытие дворца царевича Димитрия стало большим торжеством.

Автор статьи в «Ярославских епархиальных ведомостях» с высоким патриотическим чувством описывает подробности этого яркого праздничного дня 3 июня 1892 года: «Углич, в ожидании высоких Посетителей и предстоящего торжества, еще накануне разукрасился флагами и гирляндами из зелени. Пристань, к которой должен был пристать пароход, устроена была на новом месте, прямо против дворца. Разукрашенная флагами, она внутри была убрана драпировками и растениями. Для подъема в старинный кремль была сделана лестница с перильцами, густо обставленная флагами и оканчивавшаяся на горе эффектною аркой с вензелем Их Высочеств из цветов и с надписью: Добро пожаловать…Ожидаемый с нетерпением приезд Августейших Особ и торжество освящения дворца привлекли в Углич не только все окрестное население, но и массу крестьян и других жителей из отдаленных мест.

С полуночи стал собираться народ в старинный Угличский кремль, чтобы занять получше место и ближе видеть Августейших Посетителей… Как только, около 10 часов утра, показался пароход Салтыков-Щедрин, раздался торжественный колокольный звон. Взоры всех были устремлены в сторону, откуда приближался пароход… Раздалось громогласное и единодушное ура с приближением парохода, которое сливалось со звуками колокольного звона и оркестра музыки…

После молебствия Их Высочества последовали из дворца в собор с крестным ходом, и затем снова возвратились во дворец царевича Димитрия, где состоялся торжественный акт, открывшийся речью председателя реставрационной комиссии, начальника губернии А.Я.Фриде,… завершившейся просьбой к Их Высочествам: «…позволяем себе просить принять вновь возникаемый Музей под свое Августейшее покровительство…».

13 июня 1892 г. состоялось общее собрание реставрационной комиссии, на котором были назначены для управления музеем «впредь до утверждения устава и особых указаний следующие лица»: председателем – Яков Степанович Колмогоров, угличский предводитель дворянства; товарищем председателя – Николай Дмитриевич Евреинов; хранителем – Константин Николаевич Евреинов; его помощником – Николай Федорович Лавров; членом - Михаил Александрович Жаренов, городской голова; казначеем – Николай Алексеевич Бычков; секретарем – Иван Аркадьевич Истомин. Эта специальная комиссия в 1894 г. разработала «Устав Угличского музея отечественных древностей», по которому учреждение передавалось в ведение Императорского Археологического общества.

Устав Угличского музея древностей был утвержден Министерством внутренних дел России 18 марта 1894 г. С этого времени руководство музеем осуществлял «особый комитет», в состав которого вошли: Алексей Яковлевич Фриде – Ярославский губернатор, Яков Степанович Колмогоров, Константин Николаевич Евреинов, Николай Алексеевич Бычков, Иван Аркадьевич Истомин, Михаил Александрович Жаренов, Иван Алексеевич Вахромеев, Николай Дмитриевич Евреинов, Иван Александрович Шляков. В музее была всего одна штатная должность – сторожа.

С июня 1892 г. музей был открыт для посетителей. Он работал ежедневно с 9 часов утра до 13 часов дня и с 17 часов до 20 часов вечера. С 1894 г. была установлена входная плата для всех посетителей, кроме учащихся и нижних чинов, в размере 15 копеек. Данные за 1911-1915 годы показывают, что в среднем проходило 1200 платных посетителей в год. Можно предполагать, что бесплатных посетителей было около 1500.

В это время музейный фонд состоял из следующих отделов: церковного, гражданского, оружейного, монет и медалей, художественного, печатей и рукописей. Одним из первых и самых ценных памятников стал ссыльный набатный колокол, привезенный из Тобольска в 1892 г. В 1903 г. городская управа передала музею цеховые знаки Угличского ремесленного управления, в количестве 12 металлических и 10 деревянных. В 1915 г. Василием Васильевичем Серебренниковым была передана домашняя библиотека, состоящая из 263 томов, представляющая большой исторический интерес. Николай Николаевич Тучков подарил музею погребальные дроги Михаила Илларионовича Кутузова, на которых тело фельдмаршала было перевезено из-за границы в Петербург. Из Алексеевского монастыря поступила икона «Князь Фома Колычев», из Покровского – Евангелие, «писанное по преданию преподобным Паисием». Всего на 1 января 1914 г. в музее находилось более 5 тысяч предметов.

Практическая деятельность музея выдвигала и вопросы научной работы, связанные с систематизацией и описанием экспонатов. Первоначально этим занимался священник церкви царевича Димитрия «на крови» Иван Розов. В 1904 г. он приступил к составлению систематического каталога.

В октябре 1909 г. умер почетный гражданин города Константин Николаевич Евреинов, на протяжении 17 лет бывший хранителем музея, а с 1901 г. исполнявший обязанности казначея и секретаря.

15 февраля 1910 г. новыми членами Комитета Угличского музея древностей были утверждены: отставной действительный статский советник Климент Петрович Мухин; смотритель Угличского духовного училища, статский советник Дмитрий Васильевич Лавров; священник церкви Рождества Иоанна Предтечи Николай Алексеевич Воскресенский; заведующий угличскими учреждениями Человеколюбивого общества, коллежский регистратор Михаил Сергеевич Келейников; член уездной земской управы, купец 2-й гильдии Алексей Дмитриевич Опарин. Хранителем музея был выбран К.П.Мухин, секретарем – Д.В.Лавров.

После свершения Октябрьской революции для музея начался новый этап его развития. На основании декрета СНК от 5 октября 1918 г. «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений» Угличский отдел народного образования предложил музейному Комитету «…передать музей Древностей в ведение Отдела». 15 мая 1919 г. состоялось заседание музейного Комитета, на котором было решено «…согласиться на предложение Отдела и уполномочить от Комитета для сдачи (музея) членов Д.В.Лаврова и Н.А.Воскресенского». Руководство музеем было возложено на специальный подотдел по охране памятников искусства и старины, который был создан при Отделе народного образования в августе 1919 г.

Большой вклад в развитие музейного дела в Угличе в 1920-е годы внес Александр Константинович Гусев-Муравьевский. В 1917 г. он был принят на должность сторожа, в 1919 г. успешно окончил Московские курсы музееведения и на протяжении ряда лет был заведующим и хранителем музея.

В 1920-е годы комплектование проходило за счет предметов, поступающих из церквей и помещичьих усадеб – Шишкино, Родичево. В фонды поступило более 4000 предметов.

В начале 1920-х годов некоторые угличские церкви были переданы музею с целью создания в них антирелигиозных экспозиций: в 1923 г. - Воскресенский собор и Смоленская церковь, в июле 1924 г. – церковь царевича Димитрия «на крови», которая должна была «…составлять отделение Угличского музея Древностей». В 1928 г. по постановлению Угличского исполкома был передан Спасо-Преображенский собор.

В 1920-е годы Угличский музей был отнесен к категории краеведческих. Он должен был состоять из следующих отделов:

1. Природы и производительных сил.

2. Истории развития общественно-экономических формаций.

3. Социалистического строительства.

4. Историко-революционного.

5. Антирелигиозного.

В Воскресенском соборе был открыт художественный отдел, в Смоленской церкви – отдел церковных древностей. В 1925 г. в приделе церкви царевича Димитрия «на крови» был создан отдел церковных древностей.

В начале 1930-х гг. были организованы отделы природы и социалистического строительства, которые до 1934 г. размещались в нижнем этаже Палаты. В 1934 г. в церкви царевича Димитрия «на крови» находились отделы природы, социалистического строительства и антирелигиозный, на втором этаже Палаты – исторический отдел, на первом – выставка оружия и купеческого портрета.

В 1936 г. началось освоение Спасо-Преображенского собора, где была открыта Пушкинская выставка.

В эти годы положение музея было тяжелым. Памятники, в которых располагались экспозиции, не отапливались и не освещались, штат музея состоял всего из двух человек. Особенно в плохом состоянии оказался архив музея. В акте обследования музея от 26 марта 1936 г. отмечено: «…В шкафу, в канцелярии музея сложены в беспорядке архивные материалы. При обследовании которых найдены столбцы-грамоты ХVII-ХVIII ст., в количестве 293 ед.хр., автографы писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина, археолога Опочинина, М.П.Чехова, Аксакова…, 15 грамот на пергаменте и 10, данных Тучковым разными государствами, 799 ед. хр. рукописей документов ХVII-ХIХ ст. …В библиотеке музея на стульях, столах, между разными вещами и книгами выявилось: дневник кн.Кутузовой начала ХIХ ст., 7 рукописных книг К.Ф.Опочинина на русском и французском языках, записки П.А.Тучкова. В отделах музея на выставке размещены редкие документы и книги… Следственное дело о смерти Димитрия Угличского – редкое издание профессора Клейна. Из альбома Мейерберга «Путешествие по России» бытовые картины ХVII в. вырезаны, частью рисунки вставлены под стекло, отчего редкое издание утратило свою ценность. Многих документов нет по описям…».

К концу 1930-х годов число посетителей музея насчитывало около 8000 человек.

Накануне Великой Отечественной войны Угличский музей размещался в трех памятниках: церкви царевича Димитрия «на крови», Палате удельных князей и Спасо-Преображенском соборе. В июле 1940 г. в северном приделе собора открылась выставка «Архитектура прошлого и настоящего г.Углича», было представлено 150 экспонатов.

В годы войны важнейшей задачей было – обеспечить сохранность музейного фонда. В 1941 г. экспонаты из драгоценных металлов были эвакуированы в г.Галич. Поступления продолжались и в военные годы. Так, в 1945 г. музей приобрел «…4 портрета И.В.Тарханова, портрет итальянской работы 1873 г., черепаховые гребни ХIХ века».

В 1952 г. музей посетили 34,5 тысячи человек.

В феврале 1959 г. Угличский краеведческий музей был реорганизован в историко-художественный. В 1963г. открылся художественный отдел, в нем были представлены 360 памятников древнерусского, декоративно-прикладного и народного искусства, портреты И.В.Тарханова.

В 1967 г. к 50-летнему юбилею Октябрьской революции в приделах Спасо-Преображенского собора был создан отдел истории советского общества, экспозиция включала 1398 экспонатов.

В 1970 г. на территории б.Алексеевского монастыря открылась Угличская картинная галерея. Экспозиция размещалась в четырех залах, были представлены 110 работ П.Д.Бучкина.

В 1971 г. в музее побывали более 193 тысяч человек.

В 1985 г. с окончанием реставрации Богоявленского собора создаются новые отделы – «Древнерусского искусства» и «Русского искусства ХVIII-ХIХ веков».

В 1992 г., в год столетия музея, ему было передано здание бывшей Городской Думы, где разместились хранилища, библиотека, открылись четыре выставочных зала и Красный зал для торжественных мероприятий.

В 1991 г. началось совместное использование Спасо-Преображенского собора с Русской православной церковью. В настоящее время собор полностью передан церкви.

21 июля 2007 г. открылся новый отдел – галерея современного православного искусства «Под Благодатным покровом». В экспозиции представлены работы настоятеля храма Михаила Архангела что «в бору» отца Рафаила (С.Симакова), передавшего музею 180 произведений на темы русской истории и истории Русской православной церкви.

20 мая 2015 года в Угличском кремле произошло яркое событие – прибытие и установка памятника, дорогого для жителей и привлекательного для гостей древнего города. Главное событие в истории Углича обрело зримый образ – трогательный и прекрасный - царевича Димитрия. Памятник создан известным российским скульптором Александром Рукавишниковым, при участии о.Рафаила, по мотивам образа царственного отрока, представленного в 1899 г. Михаилом Нестеровым в картине «Царевич Димитрий убиенный».

В 2000-е годы обновлялись действующие и открывались новые экспозиции. В Богоявленском соборе представлен художественный отдел музея «Посадские – обыватели – горожане» и выставка икон угличских святых. В здании б. Городской Думы открылся отдел декоративно-прикладного искусства. В Палате удельных князей можно познакомиться с историей Углича Х-ХIХ веков. Самая новая экспозиция музея «Углич терракотовый, Углич изразцовый» в формате открытого хранения представляет обширную коллекцию изразцов в необычном помещении – когда-то первом, а ныне полуподвальном этаже Палаты. В Красном зале кремля, в парадной торжественной обстановке проходят тематические художественные и исторические выставки, концерты классической, джазовой музыки.

В настоящее время коллекции музея насчитывают более 40 тысяч экспонатов основного и научно-вспомогательного фонда. Это собрание древнерусской живописи, деревянной скульптуры, живописи и графики ХVIII-ХХI ст., предметы декоративно-прикладного и народного искусства, материалы, отражающие историю Углича и Угличского края.

В 2018, 2019 гг. Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей посетили около 300 тысяч русских и иностранных туристов. Коварный вирус закрыл границы, но 268 тысяч гостей - отечественных туристов - встретил музей в 2021 году.

Т.Ерохина.

x
Подписаться на новости
X