A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
Главная → Наука и публикации

Наука и публикации

Архитектурная среда является одним из важнейших культурных сокровищ Углича. Начало её формирования относится к отдалённым временам, но проблема в том, что в древности строительство велось исключительно из дерева – недостаточно долговечного, погибающего в пожарах. По этой причине основу существующей архитектурной среды составляют каменные здания – храмы и ансамбли монастырей XVII столетия, образцы последующего посадского строительства.
Заседание посвящено 80-летию ввода в строй Угличского завода точных технических камней №2, впоследствии – Угличского часового завода.
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей приглашает Вас принять участие в научной конференции «Музей в культурном пространстве исторического города», которая пройдет 21-22 ноября 2019 г.
Существует немало предметов, определяющих национальный колорит и народный уклад. Трудно не согласиться, что одним из наиболее характерных атрибутов традиционного русского быта является и поныне широко распространенный напиток – чай – и его верный атрибут – самовар. Они были неотъемлемой составляющей застолий, и нашли широчайшее отражение в разнообразных жанрах искусства, литературе.
История Углича ХХ столетия неразрывно связана с эпохой индустриализации. С середины 1930-х годов в городе велось обширное промышленное строительство. Как известно, его основой стало возведение Угличского гидроузла. Значительный масштабный объект способствовал образованию ряда сопутствующих предприятий. Одним из них стал Угличский ремонтно-механический завод. За время своего существования он сменил немало названий – Механический завод № 2 (1937-1942), Военно-дорожный завод № 34, УРМЗ (1957-1992), ОАО «Угличмаш». Длительное время он являлся одним из важнейших градообразующих предприятий Углича, определял жизнь южной части города и поколений угличан.
Не за горами Новый год, в киосках уже продаются календари на 2021 год. Но есть календари, созданные тысячелетия, столетия назад, и они продолжают отсчитывать свое, магическое время.
На юбилейной выставке «Жизнь по Опарину», созданной в 2019 году к 125-летию академика Александра Ивановича Опарина, напомнил о себе уникальный экспонат из музейной коллекции – Календарь ацтеков.
В любом городе важными элементами планировки являются площади. Обширные открытые пространства могут иметь разнообразное назначение – оживленные транспортные узлы, строгие официальные ансамбли административных зданий, места для проведения массовых мероприятий и праздников. Практически всегда площадь – это значимая точка городской среды, наделенная своеобразным архитектурным оформлением
Село Никольское является одним из важнейших населенных пунктов Слободского сельского поселения Угличского района. В отличие от многих территорий оно по- прежнему значительное и многолюдное. Не последняя роль в этом отношении принадлежит храму, который не закрывался в советский период – сохранил и традиционный приходской уклад, и высокохудожественное внутреннее убранство.
Завершилась пора сбора урожая. Безусловно, в наше время большинство горожан приобретает продукты в магазинах, но по-прежнему сохраняют значение подсобные хозяйства в виде садов и огородов. Появившиеся в советский период коллективные сады окружают окраины города, на протяжении более полувека составляя важное явление местной жизни.
А как снабжение продовольствием обстояло в далеком прошлом?
Углич является известным туристическим городом. Посетителей влекут живописная природа и многочисленные достопримечательности наших мест. Список объектов туристического осмотра обширен, но первостепенное значение всегда имел Кремль. Он насыщен достопримечательностями, а одними из важнейших являются интерьеры храмов. Их история хорошо изучена, но остается место для важных открытий, дополняющих сведения о, казалось бы, известных объектах. Один из таких объектов – Спасо-Преображенский собор.
Современные исследователи неоднократно отмечали значительную роль, которую внесли православные монастыри в историю и культуру России. На протяжении столетий обители Русской Православной Церкви выполняли множество разнообразных функций: экономических, социальных, культурных и духовных. Поэтому не случайно, что в настоящее время монастыри рассматриваются как особый социокультурный феномен.
Церковь Царевича Димитрия и Преображенский собор – одни из немногих храмов Углича, где уцелело внутреннее убранство. В них по-прежнему можно видеть иконостасы и росписи, и они ценны не менее, чем сами здания. Они обладают самостоятельной историей, которая порой плохо изучена, таит множество загадок и перспектив открытий.
Расположенный в самом сердце города, на территории кремля Угличский музей является основным хранителем исторической и культурной памяти края. За почти 130-летнюю историю в стенах музея были сосредоточены многие уникальные произведения искусства и реликвии прошлого. Стоит ли удивляться, что собрание обширно и разнообразно и помимо типичных для нашей местности предметов заключает в себе немало уникумов. Вот о них – предметах со странной судьбой, пришельцах издалека – и хотелось бы рассказать.
Новый макет имеет свои особенности. В частности, его отличает значительная доля условности. Если при создании первого макета были взяты за основу Писцовые книги 1674-1676 годов и подлинные чертежи, то в данном случае крайне мало источников. Скудные упоминания не способны дать представление о расположении и облике зданий, структуре местности. Первостепенное значение имеют данные археологии.
Многие старинные здания и места Углича хранят память о прежних промыслах и мастеровых людях. В каких-то случаях сведения хорошо известны и продолжают бытовать. В других случаях неприглядные на вид здания неожиданно оказываются обладателями богатой истории. Об одном из таких неприметных зданий и связанном с ним промысле пойдет речь в данной статье.
«Пришествие великаго государя царя и великаго князя Алексия Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца» осталось в памяти Угличан, было опосредованно зафиксировано в письменных источниках. Но вот точность и обстоятельства вызывают большие вопросы…
К числу наиболее известных и значительных памятников истории и культуры Угличского края относится Николо-Улейминский монастырь. В тексте Летописца записано: «сия Улейминская обитель построена бысть за городом в осми поприщах разстоянием, зовомая во имя святаго отца Николы Мирликийских Чудотворца». Те древние «поприща», насчитывавшие семьсот саженей, давно забыты – в более позднее время отмечалось, что обитель расположена «верстах в 12-13-ти от г. Углича по Ростовско-Угличскому тракту».
Немало знаменитостей прибыло в Углич на пароходах – достаточно назвать только имена Александра Дюма и Теофиля Готье… Многие оставили описания путешествий, показывающие нам, чем в позапрошлом веке интересовались туристы, как они воспринимали город и культурную жизнь уличан.
Углич в ХIХ веке мал и тих, живет неторопливой, размеренной жизнью. Чуть позже составитель первого путеводителя по городу Юрий Шамурин напишет так: «Углич – сонный городок на Волге, весь соткан из ветхих легенд… Былая слава прожита, и не верится, что на старом пепелище снова расцветет жизнь».
Да, прожита, но – слава! На историческом небосклоне Углича и ярчайший свет «золотого века» Андрея Большого, и печальный след последнего Рюриковича, и отсвет новой династии – Романовых. Даже следы первого самозванца, с появлением которого, по мнению историка В.О.Ключевского, «…самозванство стало хронической болезнью русского государства», можно искать в Угличе. Рюриковичи, Романовы – на протяжении столетий их имена звучат в угличской истории. Первые - в Угличе на княжении и в изгнании, вторые стремятся увидеть древний город с его былой славой и трагической историей. Приезд в Углич представителей царского дома подчеркивает и усиливает историческую значимость города.
Бантышев Александр Олимпиевич – московский оперный певец; род. 1804 г. в угличском уезде, ум. 1860 г.; пел первоначально в частном хоре Варгина, затем через композитора Верстовскаго поступил на московскую сцену, где впервые выступил в «Аскольдовой могиле», в роли Торопки. Был на московской сцене 25 лет.
Любопытному взору туриста, плывущего по великой реке, первыми в Угличе открываются величественные сооружения Угличского гидроузла. Стройная арка шлюза – ворота города, возвышающееся над речной гладью монументальное здание гидростанции предстают как символы энергии и динамизма советской эпохи. Чуть позже, с легендарного волжского угла плавно разворачивается панорама древнего города с живописно разбросанными в зелени деревьев храмами, старыми особняками на высоком берегу, с современными промышленными и общественными зданиями. Грандиозная стройка изменила облик города, строительство Угличской ГЭС разделило его историю на «до» и «после».
Доклад посвящен теме формирования поместного землевладения в Угличском регионе. Обширность темы заставила ограничиться рассмотрением особенностей зарождения поместной системы в Угличском крае и выявлением некоторых старинных дворянских семей, сыгравших важную роль в истории города.
Герой Советского Союза генерал-майор Виктор Григорьевич Жолудев принадлежал к той блестящей когорте советских полководцев, выросших из народа, имена которых ярко засверкали в годы Великой Отечественной войны. Только безвременная гибель на поле боя прервала взлет его самобытного военного таланта.
Знакомое всем слово «посуда» появилось в русском языке только 400 лет назад. Более древнее название любой посуды – «судно». Самая первая глиняная посуда имела заострённое или округлые днища, потому, что ни печей, ни столов тогда не было, а на костре между камней такая посуда была устойчивее.
Ещё в древнерусских записях XI века упоминается «блюдо». Блюда были: стеклянные, деревянные, оловянные, керамические. На блюде подавали пищу сразу для нескольких человек, сидящих рядом. Выражение «сидеть в блюде» означало сидеть за одним столом, по соседству. Вероятно, здесь и корни слова «блюдо» в смысле «вид пищи» (обед из трёх блюд).
Ушли в историю события близкого к нам ХХ века. Время делает бесценными свидетельства потрясений и трагедий последнего столетия и величайшей из них – Великой Отечественной войны.
На выставке «Победители», посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, представлено фронтовое письмо.
Эти дорогие листки когда-то бережно держала в руках Варвара Ивановна Гурова, читая весточки с фронта от сына Юрия, писавшего в родное село с милым сердцу названием Золоторучье. Со временем выцвели чернила, листки пожелтели и перестали быть предметом личным, сейчас это - история, документы огромной силы.
Завершился 2019 год, объявленный Годом театра в России, закрыта выставка «Среди кулис, среди теней…», посвященная угличской театральной жизни. Но вновь хочется вспомнить яркую торжественную церемонию открытия Года театра в России в первом русском – в Ярославском академическом театре имени Федора Волкова, на которой посчастливилось побывать нам, троим сотрудникам музея. Грандиозное зрелище, академические и современные номера в исполнении знаменитых солистов, приветствие Президента – впечатление незабываемое! В фойе и на сцене театра в невероятном количестве знаменитые лица - Вера Васильева, Николай Цискаридзе, Юрий Соломин, Александр Калягин, Александр Ширвиндт, Олег Меньшиков, режиссеры, актеры…
С вдохновением взялись мы за создание выставки, посвященной театру, музыке в жизни Углича, маленького города, но в истории которого было столько ярчайших моментов. Такие моменты нашлись и в этой теме
Стихотворение «Две строчки» Александр Твардовский написал в 1943 году, и оно стало, пожалуй, самым ярким, пронзительным художественным напоминанием о советско-финской войне. На Западе войну называют Зимней – она длилась одну зиму, с 30 ноября 1939 по 12 марта 1940 года.
Угроза большой войны была реальной. Перед СССР встала задача – обезопасить свою территорию с севера на случай войны, потому как наиболее уязвимым местом была советско-финляндская граница в районе Ленинграда: она проходила всего в 32 километрах от города на Неве.
В собрании музея хранится акварельный интерьер храма (Гавриил Сергеев, 1793 г.) из личного собрания М.И.Кутузова. Ещё при Екатерине Великой в 1793-1794 годах он был отправлен в Стамбул чрезвычайным послом («хитрый лис» провёл попутно большую разведывательную работу и заготовку карт). В обширной свите посольства был и Сергеев (военный топограф, видописец) и секретарь-переводчик Коллегии иностранных дел Генрих фон Реймерс. Молодые люди – обоим нет тридцати – подружились, бродили по городу и по берегам Босфора. Один готовил карту (с указанием расположения пушек) и писал виды великого и пёстрого города, второй отсылал с посольской почтой письма друзьям. Эти письма или, скорее, путевой дневник были изданы в Петербурге на немецком языке в 1803 г. на средства императора Александра I.
Век ХVIII. Великая императрица Екатерина II всячески покровительствовала театральному делу. «Театр, - провозгласила она, - есть школа народная и должна быть непременно под моим надзором, я старший учитель в этой школе, и за нравы народа мой ответ». Еще она считала, что «народ, который поет и пляшет, зла не думает».
И создавались театры…
Необыкновенной, яркой личностью предстает Яков Васильевич Щукин – создатель сада и театра «Эрмитаж» в Москве.
В данной статье мы продолжим обзор новой экспозиции прикладного искусства в Галерее «Под Благодатным Покровом». Помимо ранее описанных предметов старинной церковной утвари, происходящих из Алексеевского монастыря, в экспозиции представлено множество других интересных памятников – замечательных произведений ювелирного искусства, драгоценных реликвий прошлого.
Наряду с вкладом князя Ф.И. Мстиславского одними из наиболее ценных и уникальных предметов в собрании Угличского музея является вклад ростовского митрополита Ионы Сысоевича в Воскресенский монастырь. До наших дней сохранились напрестольный крест 1676 года, потир 1679 года, а также две звездицы и копие. Впервые в полном составе они представлены в экспозиции.
Поводом для этого увлекательного поиска послужил показ в кинотеатре «Россия» старого немого фильма. Современный кинотеатр – это 3 D, триллеры, фэнтези, мультфильмы. И вдруг – «Царь Иоанн Васильевич Грозный», созданный в 1915 году, в главной роли Федор Иванович Шаляпин. По предположению Маргариты Ваняшовой, профессора Ярославского театрального института, некоторые сцены снимали в Угличе.
Священные сосуды, дарохранительницы, напрестольные кресты, оклады Евангелий, другие драгоценные предметы XVII-XVIII веков поражают совершенством форм, изяществом чеканки и гравировки, блеском серебра и позолоты. Это действительно культурные сокровища Углича, сохранившиеся, несмотря на давность лет и перипетии истории.
Конечно, практически каждый из этих предметов достоин отдельного рассказа, но в данной статье коснемся лишь некоторых из них.
Среди исторических мест Угличского края важное место занимает старинная дворянская усадьба – сельцо Григорьевское, также известная под другими неофициальными именами – «Супоневский дворец», «Дача Волковых». Это дворянское имение хорошо знакомо всем любителям местной старины и нет необходимости подробно пересказывать его историю. Усадьба была построена во второй половине XVIII века угличским помещиком Петром Никитичем Григорьевым и получила название по фамилии владельца – сельцо Григорьевское.
В XIV-XVI вв. на территории северо-восточной Руси проходил сложный процесс формирования единого национального государства. Историческим ядром современной России стало Волжско-Окское междуречье, там проходила борьба за лидерство Московского княжества с Тверью и Нижним Новгородом.
Углич находился в самом центре борьбы, которая имела форму феодальной войны между князьями московского дома. В этой войне княжество уцелело. Вообще, Угличский удел сохранился дольше остальных уделов на Руси, период его существования длился 387 лет (1218-1605).
7 ноября 2017 года в Угличском кремле, непривычно пустынном после летнего туристического сезона, появилась шумная веселая группа людей – дети, взрослые – СЕМЬЯ. Соколовы, Пестовы – потомки угличского доктора Вениамина Федоровича Бездетнова. Они приехали из Москвы на открытие выставки «Мы новый мир построим!», посвященной столетию Октябрьской революции. Приехали посмотреть на своих предков, на их фотографии, но не в семейном альбоме, а - в ИСТОРИИ.
Углич является значимым туристическим городом. Мы привыкли, что его ежегодно посещают сотни тысяч туристов из различных мест нашей страны и мира. В город приезжают автобусные группы, многие индивидуально прибывают на автомобилях, но туризм в первую очередь ассоциируется с теплоходами, доставляющими наиболее массовых посетителей и, несомненно, являющимися одним из наиболее ярких и примечательных явлений местной жизни.
Среди достопримечательностей Угличского края одно из первых мест занимает Супоневский дворец. Такое значение старинная дворянская усадьба продолжает сохранять несмотря на то, что уже давно находится в руинированном состоянии – фактически в последней стадии разрушения. Даже в масштабах страны эта усадьба пользуется немалой известностью как один из ярких отголосков дворянской культуры, как одно из наиболее таинственных, окутанных преданиями мест.
На выставке «Победители», посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, представлены фотографии Виктора Колыхалова. К юбилею также вышел фотоальбом «Вечно в строю», созданный при участии сотрудников музея.
Наш город расположен на берегах Волги. Веками река определяла экономику и быт, значительно влияла на жизненный уклад. Она всегда являлась наиболее удобным торговым путем, соединяя Углич с городами, расположенными за сотни и тысячи верст. Но вместе с тем река разделяла территории, расположенные на правом и левом берегах. Конечно, препятствие не было значительным, но до постройки моста Угличской ГЭС пространство реки было необходимо преодолевать. С отдаленных времен и вплоть до первой половины ХХ века проблема решалась с помощью устройства различных переправ.
Среди Героев Советского Союза угличан большинство – летчики, так сложилось. Строки из знаменитого «Марша авиаторов» - это о них, у которых все было пламенным – сердца, сила духа, яростная ненависть к врагу, способность в решающую минуту совершить подчас невозможное. Из этого и рождается подвиг, отмеченный высочайшей наградой – Золотой Звездой Героя Советского Союза.
Северная часть города является одним из новых районов с застройкой советского времени и памятью о годах расцвета часового, сыродельного заводов и других славных угличских предприятий. Типовые многоквартирные дома, улицы, скверы являются ярким свидетельством активного созидания и достижений второй половины ХХ века. Сохраняются и постройки периода индустриализации 30-40-х гг., положившего начало современной промышленности Углича и многих жилых районов.
В Угличском Богоявленской женском монастыре хранилась почитаемая икона Федоровской Божией матери. Находилась она в Федоровской летней церкви по левую сторону царских врат и служила храмовым образом. Александр Николаевич Ушаков, автор издания об Угличском Богоявленском женском монастыре, характеризовал эту икону как "древнюю и очень высокой греческой иконописи. Икона эта- точный список с чудотворной Костромской Федоровской Богоматери". Риза на ней низанная жемчугом с камнями, венец и оклады серебряные позолоченные.... Ушаков приводит устное предание стариц-монахинь о том, что икона современна возобновлению монастыря. Он предположил, что икона возможно была пожалована монастырю в числе прочих вкладов старицей Марфой Ивановной Романовой(матерью царя Михаила Романова), принявшей участие в возобновлении разоренной обители.
Письмо, хранящееся в фондах Угличского музея, было написано старшим лейтенантом Василием Абрамовичем Ивановым 5 мая 1941 года. Домашние заботы, семейные радости, традиционное перечисление всех родных (никого нельзя забыть), уважительное обращение к родителям «папаша», «мамаша», словом, обычное письмо. Но, когда читаешь о месте отправления - «Брест», зловещая тень близкой огромной беды падает на эти строки.
Гвозди б делать из этих людей:
Крепче б не было в мире гвоздей.
"Баллада о гвоздях" Н. Тихонов

С тех пор, как я познакомилась с художником-священником, отцом Рафаилом, а это, ни много ни мало, десять лет, я задаюсь вопросом – откуда такая необыкновенная решительность и воля в супругах Сергее и Елене?
В период Великой Отечественной войны Угличский музей размещался в четырех памятниках архитектура XV-XVIII вв., расположенных на территории Кремля — Палатах удельных князей(1480 г.), Церкви царевича Димитрия «на крови» (1692 г.), Спасо- Преображенском соборе (XVIII в.) и колокольне (1730 г.). Часть музейных фондов находилась в Воскресенском соборе Воскресенского монастыря (1674-1677 rr.), территория которого в этот период входила в зону строительной площадки Волгостроя, таким образом, обеспечивалась охрана произведений древнерусского искусства, размещенных там на хранение.
Послушайте, да люди добрые,
Я ли вам старину скажу,
Старину скажу да стародавнюю…

Любите ли вы сказки? Пожалуй, нет ни одного ребенка, который бы не любил их. Да и взрослые любят почитать своим детям и внукам сказки. Появились они очень давно. «Сказка» - от слова «сказывать», «рассказывать». Так оно и было раньше, сказку обязательно рассказывали, а не читали по книге, как чаще всего делают сейчас.
последовательно формировавших традиционную структуру средневекового города. Таковыми частями были «крепость городовая» – кремль, торговая площадь, посад и прилегавшие различные слободы. Но помимо перечисленных основных и наиболее заметных частей была еще одна, имевшая для жителей не меньшее значение, – окружавшие город посадские земли.
В 1930 г. Угличским музеем у В.Н. Серебренникова были приобретены семь портретов первой половины XIX века угличских купцов Суриных, работы местного живописца коллежского регистратора Ивана Васильевича Тарханова. Портреты последовательно написаны в 1829, 1843 и 1845 гг., отражая важные этапы жизни двух поколений купеческой семьи.
Городской общественный транспорт – что может быть привычней и обыденней в нашей жизни? Бесчисленные автобусы и маршрутки, пересекающие город из конца в конец, соединяющие отдаленные районы. На небольших просторах Углича мы привыкли, что быстро и с комфортом можем добраться до многих необходимых мест, что весь город пронизан бесчисленными маршрутами и узловыми пунктами остановок.
Это привычная среда нашей жизни, но нетрудно догадаться, что так было не всегда. Было время, когда общественный транспорт составляли только извозчики, а во многих случаях люди просто ходили пешком – хоть через весь город (который был существенно меньше), хоть за десятки верст в деревни и села. Такое положение было в порядке вещей, но развитие техники рано или поздно должно было усовершенствовать и облегчить быт.
Начавшееся лето, подобно другим временам года, имеет свои особенности, дарует людям многие радости. Последними оно не в пример богаче и щедрее других времен года, что особенно ощутимо в северном климате с его долгой зимой. Зелень природы, многоцветье трав, жаркое солнце и голубая гладь рек – такое редкое и короткое счастье для наших мест.
Естественно, в это время люди стремятся на природу, чтобы использовать по максимуму редкое благо, – для одних это садовые участки, для других походы, пикники. И неизменно всех притягивает к себе река – живописная и многоводная Волга, на которой посчастливилось стоять Угличу. Когда позволяет погода многие устремляются на пляжи – единственный официальный около ГЭС и бывшей сольбазы и бесчисленные другие места.
Так происходит в наше время и, думается, так было всегда. Здесь мы постараемся проследить, что известно о старых угличских пляжах, какими они были в отдаленные времена.
Земледелие во все времена было исключительно важной составляющей экономики
Ярославского края. Из злаковых культур здесь исконно выращивали рожь, пшеницу,
ячмень и овес. При этом в Угличском и Мышкинском уездах преимущественное значение
имели рожь и овес. Для переработки зерна требовались мельницы – это могли быть
простые ручные жернова и более совершенные механизмы. О них и пойдет речь в данной статье.
В 2020 году исполняется 1083 года Угличу.
Вопрос о времени его возникновения неоднократно приводил к весьма острой полемике среди ученых.
Суть ее состоит в том, что нет единого мнения о дате его основания. Одни считают, что он возник только в XII веке, а точнее в 1148-1149 гг. Основанием для подобного утверждения служат данные общерусских летописей, в частности, Ипатьевской.
Цель настоящего сообщения обозначить и кратко проанализировать ряд местных источников, в которых дата возникновения Углича отнесена к Х веку.
Эта четкая лаконичная фраза с плаката времен Великой Отечественной войны стала девизом жизни тыла всей огромной страны. Жизнь в тылу – это та сторона войны, где не было боев, крови, массовых смертей. Но это была жизнь предельно тяжелая, подчиненная войне. Трудовые победы в оборонной промышленности не отмечались приказами Верховного Главнокомандующего и орудийными салютами. О них писали редко из соображений сохранения военной тайны. В Угличе и его окрестностях не велись военные действия. Но война в полной мере затронула город, каждое село, малую деревню, семью. Промышленность города развивалась в режиме военного времени.
В собрании Угличского музея хранится множество уникальных и ценных предметов. Среди них произведения живописи, прикладного искусства, старинная церковная утварь, бытовые вещи – все и не перечислить. Одни являются художественными произведениями, другие связаны с какими-либо историческими событиями. При этом каждая вещь по-своему уникальна.
Собрание начало формироваться еще в 90-х годах XIX века, поэтому не приходится удивляться, что в коллекциях музея можно встретить редкостные и уникальные предметы, работа с которыми предполагает знакомство с малоизвестными событиями истории.
В Угличе тема Димитрия возникает снова и снова – в связи с работой геральдиче-ской комиссии, при стихийном использовании городской символики в сувенирах и ре-кламе, где временами лубок граничит с кичем, а то и переходит эту зыбкую границу. Впрочем, жив и фольклор – в народном искусстве и куклах. Тут зачастую затронуты го-родские представления, которые по глубине и давности бытования можно назвать осно-вополагающими. На краеведческих чтениях, обращаясь к персонажам “местной идеи”, привычно вызывают тень угличского государя, он стал хрестоматийной фигурой этого плана и место “в президиуме” прочно за ним.
Может, еще раз присмотреться к нему – столь же примелькавшемуся, сколь неуло-вимому?
За прошедшие столетия образ царевича покрылся многими плотными оболочками, они местами срослись, местами просвечивают под более поздними, только вот самого мальчика уже совсем не видно.
В древности среди занятий жителей Углича традиционно большое значение имел рыбный промысел. Верхняя Волга была богата многими ценными породами рыбы, которые ловились в изобилии и могли служить как для местного потребления, так и для поставок в другие места. Как один из важнейших природных ресурсов данной местности рыбные запасы с отдаленных времен входили в сферу интересов государства, которое контролировало промысловый лов рыбы, распоряжалось им или отдавало в качестве пожалования.
Александр Константинович Гусев родился 15 февраля 1879 года в де­ревне Муравьёве Мышкинского уезда в крестьянской семье. Отец его, Константин Антонович, происходил из семьи сельских художников Утки­ных-Гусевых.
На территории Углича и в окрестностях протекает несколько речек и ручьев, впадающих в Волгу. Среди них нам вспомнятся Каменный, Троицкий, Селивановский ручьи, овеянные древними преданиями Игорев и Грехов. В прошлом ручьев и речушек было значительно больше. Некоторые из них существуют до сих пор, но забыты, другие обмелели по естественным причинам или были уничтожены в ходе масштабных планировочных и строительных работ.
Одна речка в этом ряду занимает промежуточное положение. Это известная многим любителям старины Шелковка – в реальности большей частью она уже не существует, но ее название продолжает оставаться на слуху. В данной статье мы постараемся проследить местоположение давно исчезнувшей реки и вспомнить связанные с ней события истории.
22 мая 1892 года угличский купец (на тот момент – городской голова) М.А. Жаренов в своей речи по поводу открытия музея произнес: «Колись теперича мы у себя открыли музею, так нам теперича надо старину беречь» (1). И ее берегли. Берегли не только вещи, но и особое представление о городе, своеобразную «городскую идею», центром которой стала трагическая гибель царевича Димитрия и «раскрытие, хранение и исповедническое несение» (И. В. Сагнак) образа последнего угличского государя. Эта идея, ставшая основой угличского городского мифа, отразилась в физическом (материально-протяженном) и символическом пространствах города. Последнее представляет собой выраженный в языке образ города или «городской текст».
Среди сонма иерархов Русской церкви, пастырское и архи-пастырское служение которых пришлось на трудный для нее (церкви - В.К.) век XX, есть и наш земляк Владыка Кассиан.
Его родина - это село Золоторучье, расположенное на высо¬ком красивом берегу Волги в окрестностях Углича. По словам Влады¬ки: «... самое родное и дорогое для него место...»
На рубеже XVIII-XIX веков одним из наиболее значительных и известных купеческих родов Углича были Кожевниковы. Среди них наиболее памятен купец 2-й гильдии Александр Васильевич Кожевников, чей портрет, выполненный в 1807 году, находится в экспозиции Угличского музея. Кто «по добровольному усердствованию» и «собственным его и прочих дателей иждивением» в 1800-1802 годах отремонтировал наиболее известный исторический памятник Углича – Дворец царевича Димитрия – и тем спас реликвию прошлого от верной гибели. Александр Васильевич был одним из инициаторов создания росписей Спасо-Преображенского собора, в чем поддержал брата Дмитрия Васильевича, являвшегося основным жертвователем.
В экспозиции Палаты удельных князей, посвященной истории Угличского края X – начала XVII столетий, привлекает внимание колокол изящных форм. Его тулово блестяще отполировано, венчающая «корона» щегольски изогнута. Казалось бы, перечисленные черты утонченного облика должны свидетельствовать о позднем происхождении, но это вовсе не так – предмет датируется 1541 годом и, следовательно, относится к числу наиболее ранних в России сохранившихся колоколов. Более того, он имеет собственную историю.
Медальерное искусство с давних пор являлось одной из важнейших сфер применения символов и аллегорий. Сдержанные лапидарные надписи, миниатюрные изображения должны были говорить о многом, содержать глубинный и максимально насыщенный смысл. Памятные и наградные медали повествуют о славных победах, событиях государственной важности, выдающихся личностях. В этом заключается их непреходящее значение. В разные периоды язык повествования заметно отличался, но имелись и постоянные элементы. Искусство барокко, классицизма, ампира характеризуется обращением к античному наследию, а потому в нем встречается немало символических деталей, сложных тщательно продуманных аллегорий. Перечисленные черты характерны для многих медалей XVIII-XIX столетий. Рассмотрим несколько показательных примеров из числа экспонатов Угличского музея.
Суриковские вечера – это многолетние традиционные встречи любителей Отечественной истории и краеведения.
Помимо письменных источников, остатков бытовых вещей, архитектурных сооружений, топографии местности еще одним «окном» в мир прошлого являются старинные монеты. Трудно переоценить значение крохотных пластинок металла, сохранивших прямую связь со временем создания, историческими событиями, эстетикой и бытом людей. Они, как ничто другое, являются подлинными свидетелями истории.
Ежегодно отмечаемый День Победы является священной датой для каждого из нас, напоминанием о великом подвиге, совершенном советским народом ради будущего страны. Для всех нас этот праздник – один из важнейших аспектов исторической памяти. По этой причине естественно и логично, что в собрании Угличского музея различные реликвии Великой Отечественной войны занимают очень важное место. На протяжении многих десятилетий музеем были собраны предметы, связанные с нашими славными земляками-ветеранами, деятельностью местных предприятий в военное лихолетье. Документы, фотографии, награды, элементы обмундирования и амуниции, различные другие вещи ярко характеризуют четыре военных года, ставшие целой эпохой.
Пролистывая страницы старинных книг поступлений, которые скрупулезно вел заведующий музеем Александр Константинович Гусев-Муравьевский, довелось столкнуться с весьма неожиданной чередой записей – после обычного набора предметов к немалому удивлению было встречено следующее: «Бронзовая монета греко-римская императора Августа (до Р.Хр. 31. По Р.Хр. 14). На одной стороне головное изображение Августа, профиль влево, надпись кругом, на другой сидящая фигура полустертая». «Монета римского императора Домициана…» «Бронзовая монета римского императора Диоклетиана. На одной стороне рельефное изображение Диоклетиана… На другой стороне стоящая символическая фигура с рогом изобилия в руке и в другой венком». И так далее: монеты императоров Адриана, Филиппа Араба, Гордиана, Александра Севера…
«Отцами-основателями» бумажной промышленности в Угличском крае явились купцы Переславцевы, по преданию обучившиеся этому делу у англичан. В 1735 г. они подали в Угличскую Коммерц-контору прошение о разрешении строительства бумажной фабрики. В ответ 30 сентября был дан указ города Углича купцам Максиму Григорьеву Переславцову с детьми его Иваном, Михаилом, Васильем и Григорьем, коим велено им «собственным своим коштом в Угличе на посадской или в Угличском уезде на наемной или купленной земле, сыскав удобное место для содержания, завести бумажную фабрику, которую содержать сильною рукою и бумагу делать книжную, писчую и прочих рук самым добрым мастерством». Указ давал Переславцевым значительные льготы в налогообложении, их делами должна была ведать исключительно Коммерц-контора, которой следовало рапортовать дважды в год о порядке производства и качестве бумаги.
Помимо фабрики на Корожечне Переславцевы заложили еще две на реке Улейме. Одна из них находилась в 4 верстах от города около деревень Бараново и Потопчино, а другая в 14 верстах, за деревней Тчаново. По старому делению – «в Городском стану, на берегу реки Улеймы, на пустоши Тершино, в поместьях полковника Михаила Михайлова сына Волынского».
Тринадцатое столетие является одним из самых напряженных периодов отечественной истории.
В начале XIII в. русские земли переживали период феодальной раздробленности. Особенностью их развития в это время было изменение общественного обустройства, миграция славянского населения с юга на северо-восток, усиление новых городов, возникновение новых политических центров, расцвет культуры. В первой трети XIII века, волость Ростово-Суздальского княжества, определяемая термином «Углече Поле» (Томсинский) «суверенизировалась» в Угличское княжество.
С древнейших времен одним из важнейших занятий человека являлась охота. Многие тысячелетия она определяла жизнь людей, служила одним из основных способов добычи пропитания. Даже в сравнительно поздний период ее значение было чрезвычайно велико. Значительная часть территории Угличского края покрыта лесами, в которых всегда водилось множество различных зверей.
Дж. Флетчер, посетивший Россию в 1588-1589 годах в качестве английского посла, в своей книге «О Русском Государстве» при обзоре природных богатств писал, что «лучшие рысьи, беличьи и горностаевые меха идут из Галича и Углича, много также из Новгорода и Перми».
Нынешнее время в особенности богато на различные юбилейные даты, связанные с масштабными событиями истории. Последовательно отмечались столетие Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций. 2018-2020 годы в числе прочего значимы столетием наиболее значительного, решающего этапа Гражданской войны. Последовательная череда дат явственно напоминает нам о том трагическом периоде истории Отечества, связанном с коренной ломкой миропорядка, социальными экспериментами, всеобщей разрухой и миллионами жертв.
От того времени сохранилось множество материальных свидетельств. Среди памятников эпохи одними из наиболее выразительных и красноречивых можно признать денежные знаки. Угличский музей располагает значительной коллекцией бонистики, отражающей почти всю историю отечественных бумажных денег.
В Угличском музее хранится немало замечательных образцов провинциальной портретной живописи XIX столетия. Основная часть собрания – это купеческие портреты, но есть и дворянские, местных помещиков. Среди них заметное место занимает одно произведение – портрет мужчины средних лет, в черном сюртуке, с красной орденской лентой через плечо и звездой ордена Св. Анны 1-й степени. Выразительный мастерски написанный образ привлекает к себе внимание. В книгу поступлений он записан как «Портрет Евгения Петровича Кашкина, владельца сельца Бурмасово, Угличского уезда. Неизвестного художника. Нач. XIX в. Дар угличанки Е.П. Пивоваровой»
Есть в Угличе особенные места, наполненные живым дыханием старины, прекрасными памятниками архитектуры. Одно из таких мест – соседствующие с берегом Волги старинные Спасская и Воскресенская улицы, Пятницкий переулок… Здесь многое соединилось в выразительном своеобразии. Жемчужины древнерусского зодчества – ансамбль Воскресенского монастыря и церковь Рождества Иоанна Предтечи. Наследие регулярного плана – четкая сеть улиц и старинные купеческие особняки в стиле классицизма. Несмотря на властное вторжение зданий гидроузла, изменение природных берегов Волги местность во многом сохраняет исконное своеобразие...
В обширном ряду предметов, с которыми мы постоянно сталкиваемся в повседневной жизни, значительное место занимают бумажные денежные знаки. За более чем два столетия бытования они постепенно стали основой денежной системы. Именно с ними ассоциируется само понятие «деньги». Конечно, в обращении присутствуют и монеты, но мелкие разменные единицы, коллекционные экземпляры и инвестиционные монеты из драгоценных металлов являются скорее данью традиции, малозначительным и редким дополнением денежной системы.
Начало 2020 года ознаменовалось долгожданным событием – в древнейшем памятнике архитектуры нашего города – Палате княжеского дворца – завершается работа над одним из комплексов исторического отдела. В парадном зале верхнего этажа размещена экспозиция, посвящённая истории Угличского края X – начала XVII столетий. В экспозиции представлены многие уникальные предметы, реликвии прошлого. В оформлении применены интересные дизайнерские решения, разработанные ведущими ярославскими художниками-экспозиционерами.
В собрании Угличского музея, в коллекции «Древнерусская живопись» среди памятников различных периодов и стилей находится икона «Александр Невский», датированная началом ХХ века. Золоченый фон с тиснеными орнаментами, академический стиль письма характерны для иконописи второй половины XIX – начала ХХ веков.
Выразительное и подчеркнуто добротное исполнение иконы привлекают внимание и вызывают вопросы о происхождении и изначальном бытовании. Тем более, что подобные иконы в музейных собраниях встречаются нечасто, поскольку в советский период образцы поздней иконописи считались не представлявшими интереса и художественной ценности и редко принимались на учет.
Посадские люди Выжиловы селились в этих местах с отдаленных времен. До создания существующей планировки города в районе перекрестка Октябрьской и Гражданской улиц находились средневековые Черенковая, Солодяная улицы и Васильевский крестец. На Черенковой улице, проходившей от берега Каменного ручья до церкви Василия Великого «что на Глинках», по Писцовым книгам 1674-1676 гг. находилось несколько дворов, принадлежавших Выжиловым. Среди них были «середний человек» Петр Васильев сын Выжилов и «молотчий человек» Дмитрий Самойлов сын Выжилов, по принятому тогда имущественному делению, считавшиеся зажиточными горожанами.
Многим хорошо известен перекресток Октябрьской и Гражданской улиц, где в современном двухэтажном доме находится отделение Сбербанка. Многие люди проходят в тех местах в центр города, на рынок, но задумывается ли кто-нибудь из прохожих о богатой истории этих мест, о том, что мимоходом оказывается в одной из древнейших частей города, хранящей память о многих событиях прошлого, в окружении пока еще многочисленных старинных домов? Думаю, что обыденность этих мест, ветхость и запущенность зданий едва ли у кого-то вызывают мысли о культуре и истории города, внушает хоть какое-то уважение. Поэтому будет нелишним хотя бы кратко и фрагментарно коснуться истории данного места и одного из наиболее интересных домов.
В исторической части Углича находится немало уголков, сохранивших истинный дух старины. Один из них – Спасская улица. Несмотря на тесное соседство с внушительными зданиями эпохи индустриализации, это одно из лучших мест, сберегших память о Старом Угличе. Величественный Воскресенский монастырь и изящная утонченная Предтеченская церковь задают тон округе, являясь логичными доминантами. Старинные особняки и ровные линии кварталов хранят отголоски прежней жизни провинциального купеческого города.
В наши дни Спасская улица – один из тихих и малолюдных уголков нашего города. Ее в основном формируют жилые дома, относящиеся к нескольким историческим периодам. Здания XIX века и периода советской индустриализации в равной степени подернуты пеленой времени, хранят память о минувшем. Видя такие идиллический покой и тишину, трудно даже поверить, что сто лет назад эта улица была шумной и оживленной, настоящим деловым центром города.
В числе колоссальных невосполнимых утрат культурного наследия, понесенных Угличским краем в ХХ веке, несомненно, первое место занимает Покровский монастырь – замечательный архитектурный ансамбль и его важнейшая составляющая – уникальный древний собор. Покровский собор хранил память о князе Андрее Васильевиче Большом и подвижнике благочестия преподобном Паисии, являлся одним из первостепенных созданий «Золотого века» Углича – второй половины XV столетия.
Как известно, нашему городу более тысячи лет, а люди живут в этих местах с незапамятных времен. Угличская земля хранит память о значительных событиях истории, трудах и заслугах предков. Но, к сожалению, многие прошедшие века местной истории почти не оставили материальных свидетельств. Первые столетия жизни нашего города, значительный средневековый период, воскресают в памяти только на страницах документов, древних летописей и писцовых книг.
Есть в Угличе здания, видимые отовсюду, но в архитектурном плане не представляющие собой ничего интересного. Одни таковыми были с самого начала, другие на каком-то этапе своей истории утратили ценность. К сожалению, такое бывает. Немало старинных домов Углича в советское время стали жертвами грубых реконструкций и капитальных ремонтов, приводивших к полному уничтожению исторического облика.
В залах музея «Замковый комплекс «Мир» экспонируется около 20 сундуков европейского и местного производства, которые датируются временем от XVI по XX вв. Среди них представлены такие разновидности как: кассоне (свадебный сундук), сундук-сейф, сундук-касса, сундуки для хранения предметов обихода. Эти предметы были переданы нашему музею Национальным художественным музеем Республики Беларусь (музей «Замковый комплекс «Мир» был его филиалом с 1987 по 2010 гг.), приобретены и получены в дар у местных жителей, частных коллекционеров и лиц.
Уездному городу Вязники чуть более 240 лет. Проходя по улицам города, мы постоянно сталкиваемся с зафиксированными в камне, архитектуре, топонимике или каким- либо другим способом культурно - историческими событиями: вот Аллея боевой славы в честь Победы, а это бюст космонавта Кубасова, здесь мемориальная доска герою-вязниковцу, старинная архитектура здания, в одном из которых открыт музей. Музей — это биография города в экспонатах и документах. Это та реальность, на которой формируется, часто даже незаметно для себя, человеческая личность. Так создается коллективная историческая память, а музей, любой, является важной составляющей этой коллективной памяти
Судьба творческого наследия И.В. Тарханова сложилась благополучно, даже счастливо. Имя живописца не было забыто, авторство созданных им портретов удостоверено подписями, его произведения не распылены по множеству собраний, а сосредоточены в подавляющем большинстве в коллекции Угличского историко-архитектурного и художественного музея
Цель публикации уникальных по содержанию дневниковых записей Ильи Фёдоровича Тюменева – открыть читателю Углич, каким он был не так уж давно – на исходе XIX столетия, к началу века XX.
Учреждения Красного Креста – это добровольные общества, взявшие на себя высокие гуманитарные цели. Нередко в силу определённых обстоятельств (в т.ч. и политических соображений) заменяя государственные структуры, в военное время они исполняют человеколюбивые функции по оказанию помощи военнопленным, больным и раненым воинам, населению.
В настоящее время набирают популярность проблемы ольфакторной культуры, ольфакторной истории, социологии запаха. Если мы переведем на русский язык пока еще непривычное для уха прилагательное «ольфакторный», то получим «обонятельный»; таким образом, и перечисленные выше направления можно представить как «культура запахов», «история обонятельная». «Аромат эпохи» - это неотъемлемая часть повседневной жизни, быта и нравов. По словам исследователя М.А. Епанешниковой, «с развитием человечества менялась не только история, но и образ жизни человека, а значит, менялся набор запахов, сопровождающих его жизнь»
Изучение культурного наследия Русской Православной церкви по сути своей не является процессом, направленным лишь на понимание бо-лее или менее отдаленного прошлого, способствуя должному осмыслению роли церкви в историческом прошлом нашей страны. Для современной си-туации важно и то, что подобные исследования дают необходимый мате-риал, позволяющий оценить социокультурное значение православия в наши дни, и перспективы его развития на ближайшие годы. Автором для анализа были отобраны те направления деятельности монастырей, кото-рые имели широкое распространение в исследуемый период и носили мас-совый характер.
Среди исторических мест и достопримечательностей Угличского края важное место занимает старинная дворянская усадьба – сельцо Григорьевское, также известная под другими неофициальными названиями – «Супоневский дворец», «Дача Волковых». Такое значение объект продолжает сохранять несмотря на то, что уже давно находится в руинированном состоянии – фактически в последней стадии разрушения. Даже в масштабах страны эта усадьба пользуется немалой известностью как один из ярких отголосков дворянской культуры, как одно из наиболее таинственных, окутанных преданиями мест



x
Подписаться на новости
X