A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
Главная → Наука и публикации

Наука и публикации

Имя писателя, поэта, драматурга и переводчика К.П. Масальского (1802-1861) в наше время не на слуху – его можно отнести к отечественным литераторам второго ряда. Но в XIX веке он был весьма известен и популярен как один из основоположников в русской литературе жанра исторических повести и романа. Был современником А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, В.А. Жуковского, И.А. Крылова, активным участником петербургской культурной жизни, имел собственное представление о многих вопросах сферы литературы. Период творчества пришёлся на первую половину – середину XIX века, но и впоследствии (вплоть до наших дней) произведения многократно переиздавались и по-прежнему составляют увлекательное чтение, доставляющее не только эстетическое удовольствие, но и знания.
Ранее уже затрагивалась тема села Масальского – местности с богатой и древней историей, связанной с видными аристократическими родами: Салтыковых, Мосальских, Хованских, Вяземских, Апраксиных. Бесспорно, главной достопримечательностью села является храм. Он служил центром местного крестьянского сообщества, объединял округу. На первый взгляд можно подумать: «А что примечательного в скромной провинциальной церкви?» Сколько их разбросано на просторах страны в тысячах сёл. Мы привыкли к такому пренебрежительному отношению, поверхностному уничижительному эстетству, мешающему ценить окружающие нас достопримечательности и святыни, заставляющему искать достойное и значительное лишь где-то на стороне.
В прошлом каждая местность славилась своими производствами, ремеслами и промыслами. Они складывались столетиями, преемственно формируя опыт и знания, обеспечивая экономические связи территорий. Всматриваясь в затейливые формы и живописные силуэты памятников архитектуры Углича, хочется думать, что они были созданы местными мастерами, но это не всегда так. Были и в Угличском крае собственные строительные артели, бравшие различные подряды. Но все же в основном наиболее значительные заказы выполняли мастера из других мест. Уже неоднократно писалось об артелях каменщиков из Балахнинского уезда Нижегородской губернии, активно работавших здесь в конце XVIII – первой половине XIX веков. Помимо них еще одним центром, оставившим значительный вклад, был Ярославский уезд.
На пологом волжском берегу, почти над самой водой, возвышается величественный белоснежный храм. Пятиглавый собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 1824 году, сочетает в своем облике древнерусские традиции и влияние классического стиля. Это село Катунки Чкаловского района Нижегородской области – прежде оно входило в состав Балахнинского уезда, располагалось на границе с Юрьевским уездом Костромской губернии.
Обозначенное село отстоит от нашего города почти на пятьсот километров, но, как ни удивительно, оно имеет некоторую связь с Угличским краем.
13 августа 1784 года императрица Екатерина II утвердила генеральный план Углича, разработанный Комиссией о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Эта дата знаменательна в истории нашего города, поскольку положила начало радикальному преобразованию архитектурной среды, широкому внедрению стиля классицизма. Как уже многократно отмечалось, введение регулярного плана привело к утрате исконной средневековой планировки, формировавшейся столетиями. При этом изменения в сфере строительства не были такими уж кардинальными. Попробуем разобраться в этом вопросе.
На живописной береговой возвышенности реки Корожечны расположен храм села Масальского. Небольшая изящная церковь стоит на краю села, над пологим береговым склоном и видна с дальнего расстояния. Как практически вся территория Угличского края, эта местность имеет богатую историю, уходящую вглубь столетий. Исконное название села – Рождествено на Корожечне. Именно в таком качестве оно упоминается в большинстве источников.
К числу наиболее примечательных населенных пунктов Угличского края относится село Климатино. Оно расположено в левобережье, в нескольких километрах от реки Корожечны. Как отмечено в старинных справочниках, – между Кашинской дорогой и Корожечной. Село расположено в равнинной местности, рядом протекают речка Рукша и два ручья.
Наиболее раннее описание села относится к первой половине XVII века и содержится в Писцовых книгах Угличского уезда 1629-1631 годов. В Городском стане в списке монастырских владений описана вотчина Спаса Нового монастыря
По пути из Ростова в Углич расположено село Дуброво – одно из древнейших селений нашего края. Оно отстоит несколько в стороне от Ростовской дороги, но издали видна возвышающаяся над лесом внушительная и, к сожалению, безглавая колокольня. Она явственно свидетельствует о наличии там значительного храма.
Село известно с XV века. Тогда бытовала другая форма названия – Дубровское, которое, вероятно, произошло от редких для нашей местности зарослей дубов. Ранняя история села напрямую связана с событиями основания Николо-Улейминского монастыря.
Одним из примечательных мест Угличского края является село Клементьево. Старинное село с давней историей, сохранившее свою главную достопримечательность – Никольскую церковь. Храм формирует живописный пейзаж села. Несмотря на десятилетия разрухи уцелели основные объемы и украшающие интерьер яркие и выразительные росписи. Глядя на старинный внушительный храм, можно задаться вопросами о его истории, о людях, его создавших.
Период второй половины XV – XVI веков был весьма плодотворным в развитии местного зодчества. При князе Андрее Большом была реконструирована крепость – по сути дела создан архитектурный ансамбль Угличского кремля, включавший каменный собор, обширный княжеский дворец и военные укрепления. Велось строительство за пределами крепости, известны незавершённые проекты...
В настоящее время многих представителей общественности волнует вопрос состояния архитектурной среды, сохранения своеобразия облика Углича. Нельзя сказать, что эта проблема нова, но она стала особенно актуальной в последние годы из-за естественного обветшания многих старинных зданий (объектов культурного наследия), а также широкого распространения различных современных материалов, использование которых ведёт к массированному искажению рядовой застройки. Спектр проблем широк и не поддается простому перечислению. Их изложению было посвящено множество публикаций, а потому, чтобы не повторяться, выберем другой подход – проследим давние истоки современных проблем, как изначально формировалась местная архитектурная среда, какие особенности и противоречия были присущи ей. Эти вопросы можно рассмотреть в небольшой серии статей.
Многовековая история Угличского края насыщена событиями и памятными датами, которые в немалой степени определяют местную культурную жизнь. Одна из дат нынешнего 2021 года для большинства не слишком заметна, но неожиданно оказывается весьма крупной. В феврале исполнилось пятьсот лет со времени кончины угличского князя Димитрия Ивановича Жилки – по старому стилю 14 февраля 1521 года. Он был одним из последних в череде местных удельных князей, по своему положению и связанным с ним событиям может быть отнесен к числу наиболее значительных личностей в истории края.
В ряду прежних публикаций был начат обзор новых сведений по истории одного из наиболее известных памятников архитектуры Угличского края – дома Переславцевых. История старинного имения содержит ещё немало интересных фактов, касающихся не только главного дома, но и других построек.
76 лет назад, 16 апреля 1945 года начался последний бой, тот,
что трудный самый - взятие Берлина. Всего
23 дня – и придет цветущий, яркий, победный майский день. Но сколько еще предстояло сражений,
геройских подвигов, а еще больше потерь…
В поход на реку Сить, расположенную на территории нынешних Тверской и Ярославской областей, владимирский князь Юрий (Георгий) Всеволодович отправился в середине января 1238 года, когда стало очевидно, что сражаться в одиночку против Орды невозможно. Требовалось собрать войско, которое по своим размерам и боевым возможностям не уступало бы монголо-татарскому, а на это требовалось, прежде всего, время. Получить выигрыш в нем можно было лишь одним способом: уйти в глухие и неизвестные татарам места, затаиться, а после подхода подкреплений двинуться на врага.
В недавно вышедшем 32-м номере журнала «Углече Поле» опубликована статья С.В. Крылова, посвящённая истории одной из местных городских усадеб. Там говорится о деревянных домах дворян Епифановых, находившихся в XIX веке на Вознесенской или Филипповской площади. И это необычные рядовые дома! В статье приведены выявленные автором уникальные сведения об известном памятнике архитектуры – доме купцов Переславцевых, история которого оказывается куда насыщеннее и сложнее, чем принято считать.
Многие места Углича хранят память о выдающихся людях и славных событиях истории. В городе, разменявшем одиннадцатое столетие, фактически каждая территория насыщена воспоминаниями о далёком прошлом – вот только объекты памяти не всегда выявлены и соотнесены с конкретными местами, старинными улицами, зданиями; не всегда известны широкой публике. Это наша проблема и упущение, а также задача для исследователей, изучающих и возвращающих городу его культурное достояние.
2021 год в России объявлен Годом науки и технологий. С Угличем связано имя крупнейшего ученого Александра Ивановича Опарина.
«Александр Иванович Опарин – создатель всемирно признанной теории происхождения жизни, один из крупнейших советских биохимиков, заложивший фундамент исследований в области эволюционной и сравнительной биохимии, энзимологии (раздел биологии, изучающий ферменты и катализируемые ими реакции), биохимии растений и субклеточных структур, основатель советской технической биохимии, выдающийся педагог, организатор науки, общественный деятель и блестящий популяризатор научных знаний» - такую характеристику дает академическое издание из серии «Биобиблиография ученых СССР», вышедшее в 1979 г., т.е. при жизни академика.
Фасады старинных зданий отличаются многообразием форм, затейливостью и сложностью декора. Вглядываясь в фигурные профили карнизов, поясков, сандриков, деталей колонн, многие ли задумываются, как выполнены эти детали? Нередко весь декор может быть назван лепниной, как в зданиях советского периода, но в действительности во многих случаях дело обстоит иначе.
Картины, постоянно прописанные в фондах, готовы рассказать свои истории, далёкие от угличских тем и реалий. Вот и Дубовской – три его пейзажа были переданы Государственным Русским музеем в музей провинциальный в марте 1963 года вместе с холстами Маковского, Боткина, Айвазовского (сейчас все они соседствуют в зале).
Возникновение многих кирпичных заводов в Угличе, несомненно, обусловливалось развитием в XVIII веке церковного строительства, а также активизировавшимся к концу столетия возведением каменных жилых домов.
Известно немало имен владельцев кирпичных заводов Коноваловых, на рубеже XVIII-XIX веков выполнявших различные многочисленные подряды.
В старом Угличе среди изготовителей кирпича особое место занимали посадские и купцы Омячкины. Напомним, что в начале XIX столетия представителям этой фамилии принадлежали 8 из имевшихся 17 пригородных кирпичных заводов. Омячкины постоянно фигурируют в документах, связанных с поставками кирпича на различные стройки.
Основу облика Углича формирует значительное число старинных зданий. Храмы, ансамбли монастырей, купеческие особняки выразительно выделяются на улицах и в волжской панораме города. Конечно, исконным и наиболее массовым строительным материалом наших мест было дерево, но более долговечны и прочны каменные здания – именно таковыми является большинство памятников архитектуры.
На протяжении многих столетий основным строительным материалом в России являлось дерево. Из него возводились все здания – крепости, храмы, дворцы, терема, избы. Даже в поздние периоды его значение было определяющим. Множество артелей выполняло подряды на различные строительные работы, пользуясь освящёнными традициями и отработанными веками технологиями. Это могли быть как приезжие мастера из соседних уездов, так и местные – из города и окрестных деревень.
Красная Армия, Советская Армия, Вооруженные Силы России – на всех этапах армия мужала, крепла в войнах и локальных конфликтах бурного ХХ века, готова защищать Отечество в веке ХХI. На фронтах Гражданской, на Финской – «незнаменитой» войне, как назвал ее Александр Твардовский, в огне Великой Отечественной – сотни, тысячи знаменитых и безвестных героев, живых и павших. Угличане – среди них.
Наступление нового года – всегда яркое и запоминающееся событие. Когда завершилась череда праздников можно подвести итоги, вспомнить о некоторых ярких эпизодах ушедшего 2020 года. Он был непростым в жизни Угличского музея, но отмечен достижениями, успешным осуществлением намеченных планов. Как известно, одним из видов музейной деятельности является реставрация. Только за последние десять лет было отреставрировано более пятисот предметов. Старинным вещам, за время бытования получившим ряд повреждений и утрат, придан экспозиционный вид.
Продолжим начатый в предыдущем номере обзор истории местных «питейных заведений». Можно отметить, что это нейтрально-благозвучное название было введено в 1746 году, заменив «кабак», излишне ассоциировавшийся с разгулом и пьянством. Попытки переименования предпринимались и в середине XVII столетия, и в том же XVIII, но «кружечные дворы» и «питейные дома» не меняли основной сути и всех мрачных последствий.
Различные питейные заведения с давних пор занимали важное место в жизни горожан. Они могли являться местом общения, встреч, обсуждения деловых вопросов, но их социальное и экономическое значение было значительно глубже и весомее. Попробуем коснуться некоторых эпизодов этой небезынтересной стороны жизни прошлого.
…Как только художник отложил кисть и ее последний след стал сохнуть на холсте, жизнь в комнате двинулась и смешалась. Всё быстрее ветшали кружева и обивка стульев, менялись моды и обстоятельства, девочка выросла, все состарились и уступили место другим, а те еще кому-то, и так много раз. Но здесь и сейчас этих восьми (или все-таки девяти?) жителей Брюсселя, заключенное в картину, длится почти бесконечно…
Незаметна и быстротекуща река времени – завершается 2020 год и уже скоро нас ожидает праздник встречи нового года. Он окружен множеством традиций, выделяющих его на фоне остальных праздников, – как государственных, так и семейных. Эти традиции знакомы каждому из нас и характеризуют наше время. Они также дают повод обратиться к прошлому и постараться рассмотреть, как славный зимний праздник отмечался в старину.
Завершается Год Памяти и Славы, год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Вспомним еще об одном герое-земляке, о мужественном подводнике, погибшем при выполнении боевого задания.

Комиссар балтийской «Щуки».

Русским морякам лучше всего
удаются предприятия невыполнимые.
Адмирал Макаров.
Центром обширной вотчины была помещичья усадьба, включавшая каменный двухэтажный дом с флигелями, надворными строениями и садом. Несмотря на многолетнее массированное разрушение старинный господский дом сохранил благородное величие фасадов – подлинные формы XVIII столетия. Роскошь дворянского гнезда давно полиняла вместе со сложными перипетиями судьбы, осыпалась вместе с кирпичной кладкой, но глядя на мрачные бесприютные стены, невольно задаёшься вопросом: «А как имение выглядело в свои лучшие времена? Каким было назначение помещений, ныне открытых всем дождям и ветрам?»
На ежегодной научной конференции «Музей в культурном пространстве исторического города» в Угличском музее в онлайн-формате было представлено 18 докладов. Конференция 2020 была посвящена теме городского портрета XVIII-XX веков.
В 2020 году исполнилось 240 лет со дня рождения угличского портретиста Ивана Васильевича Тарханова (1780-1848 гг.). Время его активной работы пришлось на период расцвета портретной живописи в провинциальных городах. Особый тип портрета, «равноудалённый» от народного и академического искусства, обладающий собственной образной системой и обаятельным архаизмом, был открыт для зрителя только в последней четверти прошлого века.
В Угличском музее тархановские работы составляют значительную часть экспозиции «Посадские – обыватели – горожане». Научная конференция призвана оценить и осмыслить художественное и культурное значение наследия Тарханова, сделать его достоянием специалистов и самых широких кругов ценителей отечественного искусства.

Кроме того, традиционно, на конференции предлагалось обсудить следующие темы:
- Музей в городе. Экспонат-человек-время;
- Музейные коллекции: сохранение, реставрация, изучение;
- Современные проблемы комплектования фондов музея;
- Проблемы экспозиционной деятельности музея на современном этапе;
- Изучение истории Угличского края на современном этапе.
В некоторых городах есть праздники, связанные с многовековой историей, местными традициями и культурой. Они определяют характерные особенности в широчайшем многообразии населённых пунктов страны, сохраняют историческую память. Для Углича таковыми являются даты, связанные с царевичем Димитрием.
Углич – небольшой город на Волге. За более чем 1000-летнее существование он пережил немало радостных и трудных моментов, но особое место в летописи города занимает трагедия с царевичем Димитрием и её последствия, вошедшие в русскую историю под названием Смута.
Приближаются новогодние праздники. Елки, подарки, развлечения – все это долгожданно и радостно. А как же развлекались жители Российской империи в Х1Х и в начале ХХ веков, и кто так умело помогал им в этом?
Сад и театр «Эрмитаж» угличанина Якова Щукина «Задачи чистого искусства всегда были дороги его сердцу, и можно всегда высказать радость, что и впредь он вложит этот принцип в свое честное, чуждое других целей, театральное дело». «Театральные известия», 1902 г.
Уникальную и исключительно важную часть собрания Угличского музея составляют поступления из нескольких дворянских имений – Шишкина, Екатериновки и Родичева. Многочисленные разнообразные предметы, принятые в смутные послереволюционные годы, являются историческими реликвиями прошлого, представляют значительную культурную ценность. Перечисленные усадьбы пользовались известностью, Шишкино и Родичево относились к числу крупных имений с обширным комплексом построек, парком, отлаженным доходным хозяйством. Но среди местных дворянских имений одна усадьба по праву занимает особое положение. Нетрудно догадаться, что речь идёт о сельце Григорьевском. Только здесь был создан дворцово-парковый ансамбль, сопоставимый с прославленными подмосковными усадьбами.
Старинный угличский посад – забытый и загадочный мир, а также одна из наиболее интересных тем для изучения. В конце XVII – XVIII веках наблюдался заметный экономический подъём города, запоздало преодолевшего последствия Смутного времени и других тяжёлых потрясений. Развивались торговля и промыслы, налаживались экономические связи. Наглядным проявлением успехов стало обустройство городской среды. Были возведены в камне почти все приходские храмы, преобразившие и обогатившие облик Углича. Строились добротные дома, среди которых были и каменные.
Культурное наследие Угличского края обширно и многообразно. Весьма важная его часть – наследие дворянских усадеб. Правда, в нашем случае более верно употребить единственное число – сельцо Шишкино дворян Опочининых и Тучковых. Также маленькое дополнение – пригородная усадьба Екатериновка. Достояние большинства других дворянских имений погибло в послереволюционные годы, а культурные реликвии Шишкина достаточно целостным комплексом в 1919-1920 годах переданы в Угличский музей.
Архитектурная среда является одним из важнейших культурных сокровищ Углича. Начало её формирования относится к отдалённым временам, но проблема в том, что в древности строительство велось исключительно из дерева – недостаточно долговечного, погибающего в пожарах. По этой причине основу существующей архитектурной среды составляют каменные здания – храмы и ансамбли монастырей XVII столетия, образцы последующего посадского строительства.
Заседание посвящено 80-летию ввода в строй Угличского завода точных технических камней №2, впоследствии – Угличского часового завода.
Существует немало предметов, определяющих национальный колорит и народный уклад. Трудно не согласиться, что одним из наиболее характерных атрибутов традиционного русского быта является и поныне широко распространенный напиток – чай – и его верный атрибут – самовар. Они были неотъемлемой составляющей застолий, и нашли широчайшее отражение в разнообразных жанрах искусства, литературе.
История Углича ХХ столетия неразрывно связана с эпохой индустриализации. С середины 1930-х годов в городе велось обширное промышленное строительство. Как известно, его основой стало возведение Угличского гидроузла. Значительный масштабный объект способствовал образованию ряда сопутствующих предприятий. Одним из них стал Угличский ремонтно-механический завод. За время своего существования он сменил немало названий – Механический завод № 2 (1937-1942), Военно-дорожный завод № 34, УРМЗ (1957-1992), ОАО «Угличмаш». Длительное время он являлся одним из важнейших градообразующих предприятий Углича, определял жизнь южной части города и поколений угличан.
Не за горами Новый год, в киосках уже продаются календари на 2021 год. Но есть календари, созданные тысячелетия, столетия назад, и они продолжают отсчитывать свое, магическое время.
На юбилейной выставке «Жизнь по Опарину», созданной в 2019 году к 125-летию академика Александра Ивановича Опарина, напомнил о себе уникальный экспонат из музейной коллекции – Календарь ацтеков.
В любом городе важными элементами планировки являются площади. Обширные открытые пространства могут иметь разнообразное назначение – оживленные транспортные узлы, строгие официальные ансамбли административных зданий, места для проведения массовых мероприятий и праздников. Практически всегда площадь – это значимая точка городской среды, наделенная своеобразным архитектурным оформлением
Село Никольское является одним из важнейших населенных пунктов Слободского сельского поселения Угличского района. В отличие от многих территорий оно по- прежнему значительное и многолюдное. Не последняя роль в этом отношении принадлежит храму, который не закрывался в советский период – сохранил и традиционный приходской уклад, и высокохудожественное внутреннее убранство.
Завершилась пора сбора урожая. Безусловно, в наше время большинство горожан приобретает продукты в магазинах, но по-прежнему сохраняют значение подсобные хозяйства в виде садов и огородов. Появившиеся в советский период коллективные сады окружают окраины города, на протяжении более полувека составляя важное явление местной жизни.
А как снабжение продовольствием обстояло в далеком прошлом?
Углич является известным туристическим городом. Посетителей влекут живописная природа и многочисленные достопримечательности наших мест. Список объектов туристического осмотра обширен, но первостепенное значение всегда имел Кремль. Он насыщен достопримечательностями, а одними из важнейших являются интерьеры храмов. Их история хорошо изучена, но остается место для важных открытий, дополняющих сведения о, казалось бы, известных объектах. Один из таких объектов – Спасо-Преображенский собор.
Современные исследователи неоднократно отмечали значительную роль, которую внесли православные монастыри в историю и культуру России. На протяжении столетий обители Русской Православной Церкви выполняли множество разнообразных функций: экономических, социальных, культурных и духовных. Поэтому не случайно, что в настоящее время монастыри рассматриваются как особый социокультурный феномен.
Церковь Царевича Димитрия и Преображенский собор – одни из немногих храмов Углича, где уцелело внутреннее убранство. В них по-прежнему можно видеть иконостасы и росписи, и они ценны не менее, чем сами здания. Они обладают самостоятельной историей, которая порой плохо изучена, таит множество загадок и перспектив открытий.
Расположенный в самом сердце города, на территории кремля Угличский музей является основным хранителем исторической и культурной памяти края. За почти 130-летнюю историю в стенах музея были сосредоточены многие уникальные произведения искусства и реликвии прошлого. Стоит ли удивляться, что собрание обширно и разнообразно и помимо типичных для нашей местности предметов заключает в себе немало уникумов. Вот о них – предметах со странной судьбой, пришельцах издалека – и хотелось бы рассказать.
Новый макет имеет свои особенности. В частности, его отличает значительная доля условности. Если при создании первого макета были взяты за основу Писцовые книги 1674-1676 годов и подлинные чертежи, то в данном случае крайне мало источников. Скудные упоминания не способны дать представление о расположении и облике зданий, структуре местности. Первостепенное значение имеют данные археологии.
Многие старинные здания и места Углича хранят память о прежних промыслах и мастеровых людях. В каких-то случаях сведения хорошо известны и продолжают бытовать. В других случаях неприглядные на вид здания неожиданно оказываются обладателями богатой истории. Об одном из таких неприметных зданий и связанном с ним промысле пойдет речь в данной статье.
«Пришествие великаго государя царя и великаго князя Алексия Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца» осталось в памяти Угличан, было опосредованно зафиксировано в письменных источниках. Но вот точность и обстоятельства вызывают большие вопросы…
К числу наиболее известных и значительных памятников истории и культуры Угличского края относится Николо-Улейминский монастырь. В тексте Летописца записано: «сия Улейминская обитель построена бысть за городом в осми поприщах разстоянием, зовомая во имя святаго отца Николы Мирликийских Чудотворца». Те древние «поприща», насчитывавшие семьсот саженей, давно забыты – в более позднее время отмечалось, что обитель расположена «верстах в 12-13-ти от г. Углича по Ростовско-Угличскому тракту».
Немало знаменитостей прибыло в Углич на пароходах – достаточно назвать только имена Александра Дюма и Теофиля Готье… Многие оставили описания путешествий, показывающие нам, чем в позапрошлом веке интересовались туристы, как они воспринимали город и культурную жизнь уличан.
Углич в ХIХ веке мал и тих, живет неторопливой, размеренной жизнью. Чуть позже составитель первого путеводителя по городу Юрий Шамурин напишет так: «Углич – сонный городок на Волге, весь соткан из ветхих легенд… Былая слава прожита, и не верится, что на старом пепелище снова расцветет жизнь».
Да, прожита, но – слава! На историческом небосклоне Углича и ярчайший свет «золотого века» Андрея Большого, и печальный след последнего Рюриковича, и отсвет новой династии – Романовых. Даже следы первого самозванца, с появлением которого, по мнению историка В.О.Ключевского, «…самозванство стало хронической болезнью русского государства», можно искать в Угличе. Рюриковичи, Романовы – на протяжении столетий их имена звучат в угличской истории. Первые - в Угличе на княжении и в изгнании, вторые стремятся увидеть древний город с его былой славой и трагической историей. Приезд в Углич представителей царского дома подчеркивает и усиливает историческую значимость города.
Бантышев Александр Олимпиевич – московский оперный певец; род. 1804 г. в угличском уезде, ум. 1860 г.; пел первоначально в частном хоре Варгина, затем через композитора Верстовскаго поступил на московскую сцену, где впервые выступил в «Аскольдовой могиле», в роли Торопки. Был на московской сцене 25 лет.
Любопытному взору туриста, плывущего по великой реке, первыми в Угличе открываются величественные сооружения Угличского гидроузла. Стройная арка шлюза – ворота города, возвышающееся над речной гладью монументальное здание гидростанции предстают как символы энергии и динамизма советской эпохи. Чуть позже, с легендарного волжского угла плавно разворачивается панорама древнего города с живописно разбросанными в зелени деревьев храмами, старыми особняками на высоком берегу, с современными промышленными и общественными зданиями. Грандиозная стройка изменила облик города, строительство Угличской ГЭС разделило его историю на «до» и «после».
Доклад посвящен теме формирования поместного землевладения в Угличском регионе. Обширность темы заставила ограничиться рассмотрением особенностей зарождения поместной системы в Угличском крае и выявлением некоторых старинных дворянских семей, сыгравших важную роль в истории города.
Герой Советского Союза генерал-майор Виктор Григорьевич Жолудев принадлежал к той блестящей когорте советских полководцев, выросших из народа, имена которых ярко засверкали в годы Великой Отечественной войны. Только безвременная гибель на поле боя прервала взлет его самобытного военного таланта.
Знакомое всем слово «посуда» появилось в русском языке только 400 лет назад. Более древнее название любой посуды – «судно». Самая первая глиняная посуда имела заострённое или округлые днища, потому, что ни печей, ни столов тогда не было, а на костре между камней такая посуда была устойчивее.
Ещё в древнерусских записях XI века упоминается «блюдо». Блюда были: стеклянные, деревянные, оловянные, керамические. На блюде подавали пищу сразу для нескольких человек, сидящих рядом. Выражение «сидеть в блюде» означало сидеть за одним столом, по соседству. Вероятно, здесь и корни слова «блюдо» в смысле «вид пищи» (обед из трёх блюд).
Ушли в историю события близкого к нам ХХ века. Время делает бесценными свидетельства потрясений и трагедий последнего столетия и величайшей из них – Великой Отечественной войны.
На выставке «Победители», посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, представлено фронтовое письмо.
Эти дорогие листки когда-то бережно держала в руках Варвара Ивановна Гурова, читая весточки с фронта от сына Юрия, писавшего в родное село с милым сердцу названием Золоторучье. Со временем выцвели чернила, листки пожелтели и перестали быть предметом личным, сейчас это - история, документы огромной силы.
Завершился 2019 год, объявленный Годом театра в России, закрыта выставка «Среди кулис, среди теней…», посвященная угличской театральной жизни. Но вновь хочется вспомнить яркую торжественную церемонию открытия Года театра в России в первом русском – в Ярославском академическом театре имени Федора Волкова, на которой посчастливилось побывать нам, троим сотрудникам музея. Грандиозное зрелище, академические и современные номера в исполнении знаменитых солистов, приветствие Президента – впечатление незабываемое! В фойе и на сцене театра в невероятном количестве знаменитые лица - Вера Васильева, Николай Цискаридзе, Юрий Соломин, Александр Калягин, Александр Ширвиндт, Олег Меньшиков, режиссеры, актеры…
С вдохновением взялись мы за создание выставки, посвященной театру, музыке в жизни Углича, маленького города, но в истории которого было столько ярчайших моментов. Такие моменты нашлись и в этой теме
Стихотворение «Две строчки» Александр Твардовский написал в 1943 году, и оно стало, пожалуй, самым ярким, пронзительным художественным напоминанием о советско-финской войне. На Западе войну называют Зимней – она длилась одну зиму, с 30 ноября 1939 по 12 марта 1940 года.
Угроза большой войны была реальной. Перед СССР встала задача – обезопасить свою территорию с севера на случай войны, потому как наиболее уязвимым местом была советско-финляндская граница в районе Ленинграда: она проходила всего в 32 километрах от города на Неве.
В собрании музея хранится акварельный интерьер храма (Гавриил Сергеев, 1793 г.) из личного собрания М.И.Кутузова. Ещё при Екатерине Великой в 1793-1794 годах он был отправлен в Стамбул чрезвычайным послом («хитрый лис» провёл попутно большую разведывательную работу и заготовку карт). В обширной свите посольства был и Сергеев (военный топограф, видописец) и секретарь-переводчик Коллегии иностранных дел Генрих фон Реймерс. Молодые люди – обоим нет тридцати – подружились, бродили по городу и по берегам Босфора. Один готовил карту (с указанием расположения пушек) и писал виды великого и пёстрого города, второй отсылал с посольской почтой письма друзьям. Эти письма или, скорее, путевой дневник были изданы в Петербурге на немецком языке в 1803 г. на средства императора Александра I.
Век ХVIII. Великая императрица Екатерина II всячески покровительствовала театральному делу. «Театр, - провозгласила она, - есть школа народная и должна быть непременно под моим надзором, я старший учитель в этой школе, и за нравы народа мой ответ». Еще она считала, что «народ, который поет и пляшет, зла не думает».
И создавались театры…
Необыкновенной, яркой личностью предстает Яков Васильевич Щукин – создатель сада и театра «Эрмитаж» в Москве.
В данной статье мы продолжим обзор новой экспозиции прикладного искусства в Галерее «Под Благодатным Покровом». Помимо ранее описанных предметов старинной церковной утвари, происходящих из Алексеевского монастыря, в экспозиции представлено множество других интересных памятников – замечательных произведений ювелирного искусства, драгоценных реликвий прошлого.
Наряду с вкладом князя Ф.И. Мстиславского одними из наиболее ценных и уникальных предметов в собрании Угличского музея является вклад ростовского митрополита Ионы Сысоевича в Воскресенский монастырь. До наших дней сохранились напрестольный крест 1676 года, потир 1679 года, а также две звездицы и копие. Впервые в полном составе они представлены в экспозиции.
Поводом для этого увлекательного поиска послужил показ в кинотеатре «Россия» старого немого фильма. Современный кинотеатр – это 3 D, триллеры, фэнтези, мультфильмы. И вдруг – «Царь Иоанн Васильевич Грозный», созданный в 1915 году, в главной роли Федор Иванович Шаляпин. По предположению Маргариты Ваняшовой, профессора Ярославского театрального института, некоторые сцены снимали в Угличе.
Священные сосуды, дарохранительницы, напрестольные кресты, оклады Евангелий, другие драгоценные предметы XVII-XVIII веков поражают совершенством форм, изяществом чеканки и гравировки, блеском серебра и позолоты. Это действительно культурные сокровища Углича, сохранившиеся, несмотря на давность лет и перипетии истории.
Конечно, практически каждый из этих предметов достоин отдельного рассказа, но в данной статье коснемся лишь некоторых из них.
Среди исторических мест Угличского края важное место занимает старинная дворянская усадьба – сельцо Григорьевское, также известная под другими неофициальными именами – «Супоневский дворец», «Дача Волковых». Это дворянское имение хорошо знакомо всем любителям местной старины и нет необходимости подробно пересказывать его историю. Усадьба была построена во второй половине XVIII века угличским помещиком Петром Никитичем Григорьевым и получила название по фамилии владельца – сельцо Григорьевское.
В XIV-XVI вв. на территории северо-восточной Руси проходил сложный процесс формирования единого национального государства. Историческим ядром современной России стало Волжско-Окское междуречье, там проходила борьба за лидерство Московского княжества с Тверью и Нижним Новгородом.
Углич находился в самом центре борьбы, которая имела форму феодальной войны между князьями московского дома. В этой войне княжество уцелело. Вообще, Угличский удел сохранился дольше остальных уделов на Руси, период его существования длился 387 лет (1218-1605).
7 ноября 2017 года в Угличском кремле, непривычно пустынном после летнего туристического сезона, появилась шумная веселая группа людей – дети, взрослые – СЕМЬЯ. Соколовы, Пестовы – потомки угличского доктора Вениамина Федоровича Бездетнова. Они приехали из Москвы на открытие выставки «Мы новый мир построим!», посвященной столетию Октябрьской революции. Приехали посмотреть на своих предков, на их фотографии, но не в семейном альбоме, а - в ИСТОРИИ.
Углич является значимым туристическим городом. Мы привыкли, что его ежегодно посещают сотни тысяч туристов из различных мест нашей страны и мира. В город приезжают автобусные группы, многие индивидуально прибывают на автомобилях, но туризм в первую очередь ассоциируется с теплоходами, доставляющими наиболее массовых посетителей и, несомненно, являющимися одним из наиболее ярких и примечательных явлений местной жизни.
Среди достопримечательностей Угличского края одно из первых мест занимает Супоневский дворец. Такое значение старинная дворянская усадьба продолжает сохранять несмотря на то, что уже давно находится в руинированном состоянии – фактически в последней стадии разрушения. Даже в масштабах страны эта усадьба пользуется немалой известностью как один из ярких отголосков дворянской культуры, как одно из наиболее таинственных, окутанных преданиями мест.
На выставке «Победители», посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, представлены фотографии Виктора Колыхалова. К юбилею также вышел фотоальбом «Вечно в строю», созданный при участии сотрудников музея.
Наш город расположен на берегах Волги. Веками река определяла экономику и быт, значительно влияла на жизненный уклад. Она всегда являлась наиболее удобным торговым путем, соединяя Углич с городами, расположенными за сотни и тысячи верст. Но вместе с тем река разделяла территории, расположенные на правом и левом берегах. Конечно, препятствие не было значительным, но до постройки моста Угличской ГЭС пространство реки было необходимо преодолевать. С отдаленных времен и вплоть до первой половины ХХ века проблема решалась с помощью устройства различных переправ.
Среди Героев Советского Союза угличан большинство – летчики, так сложилось. Строки из знаменитого «Марша авиаторов» - это о них, у которых все было пламенным – сердца, сила духа, яростная ненависть к врагу, способность в решающую минуту совершить подчас невозможное. Из этого и рождается подвиг, отмеченный высочайшей наградой – Золотой Звездой Героя Советского Союза.
Северная часть города является одним из новых районов с застройкой советского времени и памятью о годах расцвета часового, сыродельного заводов и других славных угличских предприятий. Типовые многоквартирные дома, улицы, скверы являются ярким свидетельством активного созидания и достижений второй половины ХХ века. Сохраняются и постройки периода индустриализации 30-40-х гг., положившего начало современной промышленности Углича и многих жилых районов.
В Угличском Богоявленской женском монастыре хранилась почитаемая икона Федоровской Божией матери. Находилась она в Федоровской летней церкви по левую сторону царских врат и служила храмовым образом. Александр Николаевич Ушаков, автор издания об Угличском Богоявленском женском монастыре, характеризовал эту икону как "древнюю и очень высокой греческой иконописи. Икона эта- точный список с чудотворной Костромской Федоровской Богоматери". Риза на ней низанная жемчугом с камнями, венец и оклады серебряные позолоченные.... Ушаков приводит устное предание стариц-монахинь о том, что икона современна возобновлению монастыря. Он предположил, что икона возможно была пожалована монастырю в числе прочих вкладов старицей Марфой Ивановной Романовой(матерью царя Михаила Романова), принявшей участие в возобновлении разоренной обители.
Письмо, хранящееся в фондах Угличского музея, было написано старшим лейтенантом Василием Абрамовичем Ивановым 5 мая 1941 года. Домашние заботы, семейные радости, традиционное перечисление всех родных (никого нельзя забыть), уважительное обращение к родителям «папаша», «мамаша», словом, обычное письмо. Но, когда читаешь о месте отправления - «Брест», зловещая тень близкой огромной беды падает на эти строки.
Гвозди б делать из этих людей:
Крепче б не было в мире гвоздей.
"Баллада о гвоздях" Н. Тихонов

С тех пор, как я познакомилась с художником-священником, отцом Рафаилом, а это, ни много ни мало, десять лет, я задаюсь вопросом – откуда такая необыкновенная решительность и воля в супругах Сергее и Елене?
В период Великой Отечественной войны Угличский музей размещался в четырех памятниках архитектура XV-XVIII вв., расположенных на территории Кремля — Палатах удельных князей(1480 г.), Церкви царевича Димитрия «на крови» (1692 г.), Спасо- Преображенском соборе (XVIII в.) и колокольне (1730 г.). Часть музейных фондов находилась в Воскресенском соборе Воскресенского монастыря (1674-1677 rr.), территория которого в этот период входила в зону строительной площадки Волгостроя, таким образом, обеспечивалась охрана произведений древнерусского искусства, размещенных там на хранение.
Послушайте, да люди добрые,
Я ли вам старину скажу,
Старину скажу да стародавнюю…

Любите ли вы сказки? Пожалуй, нет ни одного ребенка, который бы не любил их. Да и взрослые любят почитать своим детям и внукам сказки. Появились они очень давно. «Сказка» - от слова «сказывать», «рассказывать». Так оно и было раньше, сказку обязательно рассказывали, а не читали по книге, как чаще всего делают сейчас.
последовательно формировавших традиционную структуру средневекового города. Таковыми частями были «крепость городовая» – кремль, торговая площадь, посад и прилегавшие различные слободы. Но помимо перечисленных основных и наиболее заметных частей была еще одна, имевшая для жителей не меньшее значение, – окружавшие город посадские земли.
В 1930 г. Угличским музеем у В.Н. Серебренникова были приобретены семь портретов первой половины XIX века угличских купцов Суриных, работы местного живописца коллежского регистратора Ивана Васильевича Тарханова. Портреты последовательно написаны в 1829, 1843 и 1845 гг., отражая важные этапы жизни двух поколений купеческой семьи.
Городской общественный транспорт – что может быть привычней и обыденней в нашей жизни? Бесчисленные автобусы и маршрутки, пересекающие город из конца в конец, соединяющие отдаленные районы. На небольших просторах Углича мы привыкли, что быстро и с комфортом можем добраться до многих необходимых мест, что весь город пронизан бесчисленными маршрутами и узловыми пунктами остановок.
Это привычная среда нашей жизни, но нетрудно догадаться, что так было не всегда. Было время, когда общественный транспорт составляли только извозчики, а во многих случаях люди просто ходили пешком – хоть через весь город (который был существенно меньше), хоть за десятки верст в деревни и села. Такое положение было в порядке вещей, но развитие техники рано или поздно должно было усовершенствовать и облегчить быт.
Начавшееся лето, подобно другим временам года, имеет свои особенности, дарует людям многие радости. Последними оно не в пример богаче и щедрее других времен года, что особенно ощутимо в северном климате с его долгой зимой. Зелень природы, многоцветье трав, жаркое солнце и голубая гладь рек – такое редкое и короткое счастье для наших мест.
Естественно, в это время люди стремятся на природу, чтобы использовать по максимуму редкое благо, – для одних это садовые участки, для других походы, пикники. И неизменно всех притягивает к себе река – живописная и многоводная Волга, на которой посчастливилось стоять Угличу. Когда позволяет погода многие устремляются на пляжи – единственный официальный около ГЭС и бывшей сольбазы и бесчисленные другие места.
Так происходит в наше время и, думается, так было всегда. Здесь мы постараемся проследить, что известно о старых угличских пляжах, какими они были в отдаленные времена.
Земледелие во все времена было исключительно важной составляющей экономики
Ярославского края. Из злаковых культур здесь исконно выращивали рожь, пшеницу,
ячмень и овес. При этом в Угличском и Мышкинском уездах преимущественное значение
имели рожь и овес. Для переработки зерна требовались мельницы – это могли быть
простые ручные жернова и более совершенные механизмы. О них и пойдет речь в данной статье.
В 2020 году исполняется 1083 года Угличу.
Вопрос о времени его возникновения неоднократно приводил к весьма острой полемике среди ученых.
Суть ее состоит в том, что нет единого мнения о дате его основания. Одни считают, что он возник только в XII веке, а точнее в 1148-1149 гг. Основанием для подобного утверждения служат данные общерусских летописей, в частности, Ипатьевской.
Цель настоящего сообщения обозначить и кратко проанализировать ряд местных источников, в которых дата возникновения Углича отнесена к Х веку.
Эта четкая лаконичная фраза с плаката времен Великой Отечественной войны стала девизом жизни тыла всей огромной страны. Жизнь в тылу – это та сторона войны, где не было боев, крови, массовых смертей. Но это была жизнь предельно тяжелая, подчиненная войне. Трудовые победы в оборонной промышленности не отмечались приказами Верховного Главнокомандующего и орудийными салютами. О них писали редко из соображений сохранения военной тайны. В Угличе и его окрестностях не велись военные действия. Но война в полной мере затронула город, каждое село, малую деревню, семью. Промышленность города развивалась в режиме военного времени.
В собрании Угличского музея хранится множество уникальных и ценных предметов. Среди них произведения живописи, прикладного искусства, старинная церковная утварь, бытовые вещи – все и не перечислить. Одни являются художественными произведениями, другие связаны с какими-либо историческими событиями. При этом каждая вещь по-своему уникальна.
Собрание начало формироваться еще в 90-х годах XIX века, поэтому не приходится удивляться, что в коллекциях музея можно встретить редкостные и уникальные предметы, работа с которыми предполагает знакомство с малоизвестными событиями истории.
В Угличе тема Димитрия возникает снова и снова – в связи с работой геральдиче-ской комиссии, при стихийном использовании городской символики в сувенирах и ре-кламе, где временами лубок граничит с кичем, а то и переходит эту зыбкую границу. Впрочем, жив и фольклор – в народном искусстве и куклах. Тут зачастую затронуты го-родские представления, которые по глубине и давности бытования можно назвать осно-вополагающими. На краеведческих чтениях, обращаясь к персонажам “местной идеи”, привычно вызывают тень угличского государя, он стал хрестоматийной фигурой этого плана и место “в президиуме” прочно за ним.
Может, еще раз присмотреться к нему – столь же примелькавшемуся, сколь неуло-вимому?
За прошедшие столетия образ царевича покрылся многими плотными оболочками, они местами срослись, местами просвечивают под более поздними, только вот самого мальчика уже совсем не видно.
В древности среди занятий жителей Углича традиционно большое значение имел рыбный промысел. Верхняя Волга была богата многими ценными породами рыбы, которые ловились в изобилии и могли служить как для местного потребления, так и для поставок в другие места. Как один из важнейших природных ресурсов данной местности рыбные запасы с отдаленных времен входили в сферу интересов государства, которое контролировало промысловый лов рыбы, распоряжалось им или отдавало в качестве пожалования.
Александр Константинович Гусев родился 15 февраля 1879 года в де­ревне Муравьёве Мышкинского уезда в крестьянской семье. Отец его, Константин Антонович, происходил из семьи сельских художников Утки­ных-Гусевых.
На территории Углича и в окрестностях протекает несколько речек и ручьев, впадающих в Волгу. Среди них нам вспомнятся Каменный, Троицкий, Селивановский ручьи, овеянные древними преданиями Игорев и Грехов. В прошлом ручьев и речушек было значительно больше. Некоторые из них существуют до сих пор, но забыты, другие обмелели по естественным причинам или были уничтожены в ходе масштабных планировочных и строительных работ.
Одна речка в этом ряду занимает промежуточное положение. Это известная многим любителям старины Шелковка – в реальности большей частью она уже не существует, но ее название продолжает оставаться на слуху. В данной статье мы постараемся проследить местоположение давно исчезнувшей реки и вспомнить связанные с ней события истории.
22 мая 1892 года угличский купец (на тот момент – городской голова) М.А. Жаренов в своей речи по поводу открытия музея произнес: «Колись теперича мы у себя открыли музею, так нам теперича надо старину беречь» (1). И ее берегли. Берегли не только вещи, но и особое представление о городе, своеобразную «городскую идею», центром которой стала трагическая гибель царевича Димитрия и «раскрытие, хранение и исповедническое несение» (И. В. Сагнак) образа последнего угличского государя. Эта идея, ставшая основой угличского городского мифа, отразилась в физическом (материально-протяженном) и символическом пространствах города. Последнее представляет собой выраженный в языке образ города или «городской текст».
Среди сонма иерархов Русской церкви, пастырское и архи-пастырское служение которых пришлось на трудный для нее (церкви - В.К.) век XX, есть и наш земляк Владыка Кассиан.
Его родина - это село Золоторучье, расположенное на высо¬ком красивом берегу Волги в окрестностях Углича. По словам Влады¬ки: «... самое родное и дорогое для него место...»
На рубеже XVIII-XIX веков одним из наиболее значительных и известных купеческих родов Углича были Кожевниковы. Среди них наиболее памятен купец 2-й гильдии Александр Васильевич Кожевников, чей портрет, выполненный в 1807 году, находится в экспозиции Угличского музея. Кто «по добровольному усердствованию» и «собственным его и прочих дателей иждивением» в 1800-1802 годах отремонтировал наиболее известный исторический памятник Углича – Дворец царевича Димитрия – и тем спас реликвию прошлого от верной гибели. Александр Васильевич был одним из инициаторов создания росписей Спасо-Преображенского собора, в чем поддержал брата Дмитрия Васильевича, являвшегося основным жертвователем.
В экспозиции Палаты удельных князей, посвященной истории Угличского края X – начала XVII столетий, привлекает внимание колокол изящных форм. Его тулово блестяще отполировано, венчающая «корона» щегольски изогнута. Казалось бы, перечисленные черты утонченного облика должны свидетельствовать о позднем происхождении, но это вовсе не так – предмет датируется 1541 годом и, следовательно, относится к числу наиболее ранних в России сохранившихся колоколов. Более того, он имеет собственную историю.
Медальерное искусство с давних пор являлось одной из важнейших сфер применения символов и аллегорий. Сдержанные лапидарные надписи, миниатюрные изображения должны были говорить о многом, содержать глубинный и максимально насыщенный смысл. Памятные и наградные медали повествуют о славных победах, событиях государственной важности, выдающихся личностях. В этом заключается их непреходящее значение. В разные периоды язык повествования заметно отличался, но имелись и постоянные элементы. Искусство барокко, классицизма, ампира характеризуется обращением к античному наследию, а потому в нем встречается немало символических деталей, сложных тщательно продуманных аллегорий. Перечисленные черты характерны для многих медалей XVIII-XIX столетий. Рассмотрим несколько показательных примеров из числа экспонатов Угличского музея.
Суриковские вечера – это многолетние традиционные встречи любителей Отечественной истории и краеведения.
Помимо письменных источников, остатков бытовых вещей, архитектурных сооружений, топографии местности еще одним «окном» в мир прошлого являются старинные монеты. Трудно переоценить значение крохотных пластинок металла, сохранивших прямую связь со временем создания, историческими событиями, эстетикой и бытом людей. Они, как ничто другое, являются подлинными свидетелями истории.
Ежегодно отмечаемый День Победы является священной датой для каждого из нас, напоминанием о великом подвиге, совершенном советским народом ради будущего страны. Для всех нас этот праздник – один из важнейших аспектов исторической памяти. По этой причине естественно и логично, что в собрании Угличского музея различные реликвии Великой Отечественной войны занимают очень важное место. На протяжении многих десятилетий музеем были собраны предметы, связанные с нашими славными земляками-ветеранами, деятельностью местных предприятий в военное лихолетье. Документы, фотографии, награды, элементы обмундирования и амуниции, различные другие вещи ярко характеризуют четыре военных года, ставшие целой эпохой.
Пролистывая страницы старинных книг поступлений, которые скрупулезно вел заведующий музеем Александр Константинович Гусев-Муравьевский, довелось столкнуться с весьма неожиданной чередой записей – после обычного набора предметов к немалому удивлению было встречено следующее: «Бронзовая монета греко-римская императора Августа (до Р.Хр. 31. По Р.Хр. 14). На одной стороне головное изображение Августа, профиль влево, надпись кругом, на другой сидящая фигура полустертая». «Монета римского императора Домициана…» «Бронзовая монета римского императора Диоклетиана. На одной стороне рельефное изображение Диоклетиана… На другой стороне стоящая символическая фигура с рогом изобилия в руке и в другой венком». И так далее: монеты императоров Адриана, Филиппа Араба, Гордиана, Александра Севера…
«Отцами-основателями» бумажной промышленности в Угличском крае явились купцы Переславцевы, по преданию обучившиеся этому делу у англичан. В 1735 г. они подали в Угличскую Коммерц-контору прошение о разрешении строительства бумажной фабрики. В ответ 30 сентября был дан указ города Углича купцам Максиму Григорьеву Переславцову с детьми его Иваном, Михаилом, Васильем и Григорьем, коим велено им «собственным своим коштом в Угличе на посадской или в Угличском уезде на наемной или купленной земле, сыскав удобное место для содержания, завести бумажную фабрику, которую содержать сильною рукою и бумагу делать книжную, писчую и прочих рук самым добрым мастерством». Указ давал Переславцевым значительные льготы в налогообложении, их делами должна была ведать исключительно Коммерц-контора, которой следовало рапортовать дважды в год о порядке производства и качестве бумаги.
Помимо фабрики на Корожечне Переславцевы заложили еще две на реке Улейме. Одна из них находилась в 4 верстах от города около деревень Бараново и Потопчино, а другая в 14 верстах, за деревней Тчаново. По старому делению – «в Городском стану, на берегу реки Улеймы, на пустоши Тершино, в поместьях полковника Михаила Михайлова сына Волынского».
Тринадцатое столетие является одним из самых напряженных периодов отечественной истории.
В начале XIII в. русские земли переживали период феодальной раздробленности. Особенностью их развития в это время было изменение общественного обустройства, миграция славянского населения с юга на северо-восток, усиление новых городов, возникновение новых политических центров, расцвет культуры. В первой трети XIII века, волость Ростово-Суздальского княжества, определяемая термином «Углече Поле» (Томсинский) «суверенизировалась» в Угличское княжество.
С древнейших времен одним из важнейших занятий человека являлась охота. Многие тысячелетия она определяла жизнь людей, служила одним из основных способов добычи пропитания. Даже в сравнительно поздний период ее значение было чрезвычайно велико. Значительная часть территории Угличского края покрыта лесами, в которых всегда водилось множество различных зверей.
Дж. Флетчер, посетивший Россию в 1588-1589 годах в качестве английского посла, в своей книге «О Русском Государстве» при обзоре природных богатств писал, что «лучшие рысьи, беличьи и горностаевые меха идут из Галича и Углича, много также из Новгорода и Перми».
Нынешнее время в особенности богато на различные юбилейные даты, связанные с масштабными событиями истории. Последовательно отмечались столетие Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций. 2018-2020 годы в числе прочего значимы столетием наиболее значительного, решающего этапа Гражданской войны. Последовательная череда дат явственно напоминает нам о том трагическом периоде истории Отечества, связанном с коренной ломкой миропорядка, социальными экспериментами, всеобщей разрухой и миллионами жертв.
От того времени сохранилось множество материальных свидетельств. Среди памятников эпохи одними из наиболее выразительных и красноречивых можно признать денежные знаки. Угличский музей располагает значительной коллекцией бонистики, отражающей почти всю историю отечественных бумажных денег.
В Угличском музее хранится немало замечательных образцов провинциальной портретной живописи XIX столетия. Основная часть собрания – это купеческие портреты, но есть и дворянские, местных помещиков. Среди них заметное место занимает одно произведение – портрет мужчины средних лет, в черном сюртуке, с красной орденской лентой через плечо и звездой ордена Св. Анны 1-й степени. Выразительный мастерски написанный образ привлекает к себе внимание. В книгу поступлений он записан как «Портрет Евгения Петровича Кашкина, владельца сельца Бурмасово, Угличского уезда. Неизвестного художника. Нач. XIX в. Дар угличанки Е.П. Пивоваровой»
Есть в Угличе особенные места, наполненные живым дыханием старины, прекрасными памятниками архитектуры. Одно из таких мест – соседствующие с берегом Волги старинные Спасская и Воскресенская улицы, Пятницкий переулок… Здесь многое соединилось в выразительном своеобразии. Жемчужины древнерусского зодчества – ансамбль Воскресенского монастыря и церковь Рождества Иоанна Предтечи. Наследие регулярного плана – четкая сеть улиц и старинные купеческие особняки в стиле классицизма. Несмотря на властное вторжение зданий гидроузла, изменение природных берегов Волги местность во многом сохраняет исконное своеобразие...
В обширном ряду предметов, с которыми мы постоянно сталкиваемся в повседневной жизни, значительное место занимают бумажные денежные знаки. За более чем два столетия бытования они постепенно стали основой денежной системы. Именно с ними ассоциируется само понятие «деньги». Конечно, в обращении присутствуют и монеты, но мелкие разменные единицы, коллекционные экземпляры и инвестиционные монеты из драгоценных металлов являются скорее данью традиции, малозначительным и редким дополнением денежной системы.
Начало 2020 года ознаменовалось долгожданным событием – в древнейшем памятнике архитектуры нашего города – Палате княжеского дворца – завершается работа над одним из комплексов исторического отдела. В парадном зале верхнего этажа размещена экспозиция, посвящённая истории Угличского края X – начала XVII столетий. В экспозиции представлены многие уникальные предметы, реликвии прошлого. В оформлении применены интересные дизайнерские решения, разработанные ведущими ярославскими художниками-экспозиционерами.
В собрании Угличского музея, в коллекции «Древнерусская живопись» среди памятников различных периодов и стилей находится икона «Александр Невский», датированная началом ХХ века. Золоченый фон с тиснеными орнаментами, академический стиль письма характерны для иконописи второй половины XIX – начала ХХ веков.
Выразительное и подчеркнуто добротное исполнение иконы привлекают внимание и вызывают вопросы о происхождении и изначальном бытовании. Тем более, что подобные иконы в музейных собраниях встречаются нечасто, поскольку в советский период образцы поздней иконописи считались не представлявшими интереса и художественной ценности и редко принимались на учет.
Посадские люди Выжиловы селились в этих местах с отдаленных времен. До создания существующей планировки города в районе перекрестка Октябрьской и Гражданской улиц находились средневековые Черенковая, Солодяная улицы и Васильевский крестец. На Черенковой улице, проходившей от берега Каменного ручья до церкви Василия Великого «что на Глинках», по Писцовым книгам 1674-1676 гг. находилось несколько дворов, принадлежавших Выжиловым. Среди них были «середний человек» Петр Васильев сын Выжилов и «молотчий человек» Дмитрий Самойлов сын Выжилов, по принятому тогда имущественному делению, считавшиеся зажиточными горожанами.
Многим хорошо известен перекресток Октябрьской и Гражданской улиц, где в современном двухэтажном доме находится отделение Сбербанка. Многие люди проходят в тех местах в центр города, на рынок, но задумывается ли кто-нибудь из прохожих о богатой истории этих мест, о том, что мимоходом оказывается в одной из древнейших частей города, хранящей память о многих событиях прошлого, в окружении пока еще многочисленных старинных домов? Думаю, что обыденность этих мест, ветхость и запущенность зданий едва ли у кого-то вызывают мысли о культуре и истории города, внушает хоть какое-то уважение. Поэтому будет нелишним хотя бы кратко и фрагментарно коснуться истории данного места и одного из наиболее интересных домов.
В исторической части Углича находится немало уголков, сохранивших истинный дух старины. Один из них – Спасская улица. Несмотря на тесное соседство с внушительными зданиями эпохи индустриализации, это одно из лучших мест, сберегших память о Старом Угличе. Величественный Воскресенский монастырь и изящная утонченная Предтеченская церковь задают тон округе, являясь логичными доминантами. Старинные особняки и ровные линии кварталов хранят отголоски прежней жизни провинциального купеческого города.
В наши дни Спасская улица – один из тихих и малолюдных уголков нашего города. Ее в основном формируют жилые дома, относящиеся к нескольким историческим периодам. Здания XIX века и периода советской индустриализации в равной степени подернуты пеленой времени, хранят память о минувшем. Видя такие идиллический покой и тишину, трудно даже поверить, что сто лет назад эта улица была шумной и оживленной, настоящим деловым центром города.
В числе колоссальных невосполнимых утрат культурного наследия, понесенных Угличским краем в ХХ веке, несомненно, первое место занимает Покровский монастырь – замечательный архитектурный ансамбль и его важнейшая составляющая – уникальный древний собор. Покровский собор хранил память о князе Андрее Васильевиче Большом и подвижнике благочестия преподобном Паисии, являлся одним из первостепенных созданий «Золотого века» Углича – второй половины XV столетия.
Как известно, нашему городу более тысячи лет, а люди живут в этих местах с незапамятных времен. Угличская земля хранит память о значительных событиях истории, трудах и заслугах предков. Но, к сожалению, многие прошедшие века местной истории почти не оставили материальных свидетельств. Первые столетия жизни нашего города, значительный средневековый период, воскресают в памяти только на страницах документов, древних летописей и писцовых книг.
Есть в Угличе здания, видимые отовсюду, но в архитектурном плане не представляющие собой ничего интересного. Одни таковыми были с самого начала, другие на каком-то этапе своей истории утратили ценность. К сожалению, такое бывает. Немало старинных домов Углича в советское время стали жертвами грубых реконструкций и капитальных ремонтов, приводивших к полному уничтожению исторического облика.



x
Подписаться на новости
X