A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
Главная → Наука и публикации

Наука и публикации

Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей приглашает Вас принять участие в научной конференции «Музей в культурном пространстве исторического города», которая пройдет 21-22 ноября 2019 г.
Александр Константинович Гусев родился 15 февраля 1879 года в де­ревне Муравьёве Мышкинского уезда в крестьянской семье. Отец его, Константин Антонович, происходил из семьи сельских художников Утки­ных-Гусевых.
На территории Углича и в окрестностях протекает несколько речек и ручьев, впадающих в Волгу. Среди них нам вспомнятся Каменный, Троицкий, Селивановский ручьи, овеянные древними преданиями Игорев и Грехов. В прошлом ручьев и речушек было значительно больше. Некоторые из них существуют до сих пор, но забыты, другие обмелели по естественным причинам или были уничтожены в ходе масштабных планировочных и строительных работ.
Одна речка в этом ряду занимает промежуточное положение. Это известная многим любителям старины Шелковка – в реальности большей частью она уже не существует, но ее название продолжает оставаться на слуху. В данной статье мы постараемся проследить местоположение давно исчезнувшей реки и вспомнить связанные с ней события истории.
22 мая 1892 года угличский купец (на тот момент – городской голова) М.А. Жаренов в своей речи по поводу открытия музея произнес: «Колись теперича мы у себя открыли музею, так нам теперича надо старину беречь» (1). И ее берегли. Берегли не только вещи, но и особое представление о городе, своеобразную «городскую идею», центром которой стала трагическая гибель царевича Димитрия и «раскрытие, хранение и исповедническое несение» (И. В. Сагнак) образа последнего угличского государя. Эта идея, ставшая основой угличского городского мифа, отразилась в физическом (материально-протяженном) и символическом пространствах города. Последнее представляет собой выраженный в языке образ города или «городской текст».
Среди сонма иерархов Русской церкви, пастырское и архи-пастырское служение которых пришлось на трудный для нее (церкви - В.К.) век XX, есть и наш земляк Владыка Кассиан.
Его родина - это село Золоторучье, расположенное на высо¬ком красивом берегу Волги в окрестностях Углича. По словам Влады¬ки: «... самое родное и дорогое для него место...»
На рубеже XVIII-XIX веков одним из наиболее значительных и известных купеческих родов Углича были Кожевниковы. Среди них наиболее памятен купец 2-й гильдии Александр Васильевич Кожевников, чей портрет, выполненный в 1807 году, находится в экспозиции Угличского музея. Кто «по добровольному усердствованию» и «собственным его и прочих дателей иждивением» в 1800-1802 годах отремонтировал наиболее известный исторический памятник Углича – Дворец царевича Димитрия – и тем спас реликвию прошлого от верной гибели. Александр Васильевич был одним из инициаторов создания росписей Спасо-Преображенского собора, в чем поддержал брата Дмитрия Васильевича, являвшегося основным жертвователем.
В экспозиции Палаты удельных князей, посвященной истории Угличского края X – начала XVII столетий, привлекает внимание колокол изящных форм. Его тулово блестяще отполировано, венчающая «корона» щегольски изогнута. Казалось бы, перечисленные черты утонченного облика должны свидетельствовать о позднем происхождении, но это вовсе не так – предмет датируется 1541 годом и, следовательно, относится к числу наиболее ранних в России сохранившихся колоколов. Более того, он имеет собственную историю.
Медальерное искусство с давних пор являлось одной из важнейших сфер применения символов и аллегорий. Сдержанные лапидарные надписи, миниатюрные изображения должны были говорить о многом, содержать глубинный и максимально насыщенный смысл. Памятные и наградные медали повествуют о славных победах, событиях государственной важности, выдающихся личностях. В этом заключается их непреходящее значение. В разные периоды язык повествования заметно отличался, но имелись и постоянные элементы. Искусство барокко, классицизма, ампира характеризуется обращением к античному наследию, а потому в нем встречается немало символических деталей, сложных тщательно продуманных аллегорий. Перечисленные черты характерны для многих медалей XVIII-XIX столетий. Рассмотрим несколько показательных примеров из числа экспонатов Угличского музея.
Суриковские вечера – это многолетние традиционные встречи любителей Отечественной истории и краеведения.
Помимо письменных источников, остатков бытовых вещей, архитектурных сооружений, топографии местности еще одним «окном» в мир прошлого являются старинные монеты. Трудно переоценить значение крохотных пластинок металла, сохранивших прямую связь со временем создания, историческими событиями, эстетикой и бытом людей. Они, как ничто другое, являются подлинными свидетелями истории.
Ежегодно отмечаемый День Победы является священной датой для каждого из нас, напоминанием о великом подвиге, совершенном советским народом ради будущего страны. Для всех нас этот праздник – один из важнейших аспектов исторической памяти. По этой причине естественно и логично, что в собрании Угличского музея различные реликвии Великой Отечественной войны занимают очень важное место. На протяжении многих десятилетий музеем были собраны предметы, связанные с нашими славными земляками-ветеранами, деятельностью местных предприятий в военное лихолетье. Документы, фотографии, награды, элементы обмундирования и амуниции, различные другие вещи ярко характеризуют четыре военных года, ставшие целой эпохой.
Пролистывая страницы старинных книг поступлений, которые скрупулезно вел заведующий музеем Александр Константинович Гусев-Муравьевский, довелось столкнуться с весьма неожиданной чередой записей – после обычного набора предметов к немалому удивлению было встречено следующее: «Бронзовая монета греко-римская императора Августа (до Р.Хр. 31. По Р.Хр. 14). На одной стороне головное изображение Августа, профиль влево, надпись кругом, на другой сидящая фигура полустертая». «Монета римского императора Домициана…» «Бронзовая монета римского императора Диоклетиана. На одной стороне рельефное изображение Диоклетиана… На другой стороне стоящая символическая фигура с рогом изобилия в руке и в другой венком». И так далее: монеты императоров Адриана, Филиппа Араба, Гордиана, Александра Севера…
«Отцами-основателями» бумажной промышленности в Угличском крае явились купцы Переславцевы, по преданию обучившиеся этому делу у англичан. В 1735 г. они подали в Угличскую Коммерц-контору прошение о разрешении строительства бумажной фабрики. В ответ 30 сентября был дан указ города Углича купцам Максиму Григорьеву Переславцову с детьми его Иваном, Михаилом, Васильем и Григорьем, коим велено им «собственным своим коштом в Угличе на посадской или в Угличском уезде на наемной или купленной земле, сыскав удобное место для содержания, завести бумажную фабрику, которую содержать сильною рукою и бумагу делать книжную, писчую и прочих рук самым добрым мастерством». Указ давал Переславцевым значительные льготы в налогообложении, их делами должна была ведать исключительно Коммерц-контора, которой следовало рапортовать дважды в год о порядке производства и качестве бумаги.
Помимо фабрики на Корожечне Переславцевы заложили еще две на реке Улейме. Одна из них находилась в 4 верстах от города около деревень Бараново и Потопчино, а другая в 14 верстах, за деревней Тчаново. По старому делению – «в Городском стану, на берегу реки Улеймы, на пустоши Тершино, в поместьях полковника Михаила Михайлова сына Волынского».
Тринадцатое столетие является одним из самых напряженных периодов отечественной истории.
В начале XIII в. русские земли переживали период феодальной раздробленности. Особенностью их развития в это время было изменение общественного обустройства, миграция славянского населения с юга на северо-восток, усиление новых городов, возникновение новых политических центров, расцвет культуры. В первой трети XIII века, волость Ростово-Суздальского княжества, определяемая термином «Углече Поле» (Томсинский) «суверенизировалась» в Угличское княжество.
С древнейших времен одним из важнейших занятий человека являлась охота. Многие тысячелетия она определяла жизнь людей, служила одним из основных способов добычи пропитания. Даже в сравнительно поздний период ее значение было чрезвычайно велико. Значительная часть территории Угличского края покрыта лесами, в которых всегда водилось множество различных зверей.
Дж. Флетчер, посетивший Россию в 1588-1589 годах в качестве английского посла, в своей книге «О Русском Государстве» при обзоре природных богатств писал, что «лучшие рысьи, беличьи и горностаевые меха идут из Галича и Углича, много также из Новгорода и Перми».
Нынешнее время в особенности богато на различные юбилейные даты, связанные с масштабными событиями истории. Последовательно отмечались столетие Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций. 2018-2020 годы в числе прочего значимы столетием наиболее значительного, решающего этапа Гражданской войны. Последовательная череда дат явственно напоминает нам о том трагическом периоде истории Отечества, связанном с коренной ломкой миропорядка, социальными экспериментами, всеобщей разрухой и миллионами жертв.
От того времени сохранилось множество материальных свидетельств. Среди памятников эпохи одними из наиболее выразительных и красноречивых можно признать денежные знаки. Угличский музей располагает значительной коллекцией бонистики, отражающей почти всю историю отечественных бумажных денег.
В Угличском музее хранится немало замечательных образцов провинциальной портретной живописи XIX столетия. Основная часть собрания – это купеческие портреты, но есть и дворянские, местных помещиков. Среди них заметное место занимает одно произведение – портрет мужчины средних лет, в черном сюртуке, с красной орденской лентой через плечо и звездой ордена Св. Анны 1-й степени. Выразительный мастерски написанный образ привлекает к себе внимание. В книгу поступлений он записан как «Портрет Евгения Петровича Кашкина, владельца сельца Бурмасово, Угличского уезда. Неизвестного художника. Нач. XIX в. Дар угличанки Е.П. Пивоваровой»
Есть в Угличе особенные места, наполненные живым дыханием старины, прекрасными памятниками архитектуры. Одно из таких мест – соседствующие с берегом Волги старинные Спасская и Воскресенская улицы, Пятницкий переулок… Здесь многое соединилось в выразительном своеобразии. Жемчужины древнерусского зодчества – ансамбль Воскресенского монастыря и церковь Рождества Иоанна Предтечи. Наследие регулярного плана – четкая сеть улиц и старинные купеческие особняки в стиле классицизма. Несмотря на властное вторжение зданий гидроузла, изменение природных берегов Волги местность во многом сохраняет исконное своеобразие...
В обширном ряду предметов, с которыми мы постоянно сталкиваемся в повседневной жизни, значительное место занимают бумажные денежные знаки. За более чем два столетия бытования они постепенно стали основой денежной системы. Именно с ними ассоциируется само понятие «деньги». Конечно, в обращении присутствуют и монеты, но мелкие разменные единицы, коллекционные экземпляры и инвестиционные монеты из драгоценных металлов являются скорее данью традиции, малозначительным и редким дополнением денежной системы.
Начало 2020 года ознаменовалось долгожданным событием – в древнейшем памятнике архитектуры нашего города – Палате княжеского дворца – завершается работа над одним из комплексов исторического отдела. В парадном зале верхнего этажа размещена экспозиция, посвящённая истории Угличского края X – начала XVII столетий. В экспозиции представлены многие уникальные предметы, реликвии прошлого. В оформлении применены интересные дизайнерские решения, разработанные ведущими ярославскими художниками-экспозиционерами.
В собрании Угличского музея, в коллекции «Древнерусская живопись» среди памятников различных периодов и стилей находится икона «Александр Невский», датированная началом ХХ века. Золоченый фон с тиснеными орнаментами, академический стиль письма характерны для иконописи второй половины XIX – начала ХХ веков.
Выразительное и подчеркнуто добротное исполнение иконы привлекают внимание и вызывают вопросы о происхождении и изначальном бытовании. Тем более, что подобные иконы в музейных собраниях встречаются нечасто, поскольку в советский период образцы поздней иконописи считались не представлявшими интереса и художественной ценности и редко принимались на учет.
Посадские люди Выжиловы селились в этих местах с отдаленных времен. До создания существующей планировки города в районе перекрестка Октябрьской и Гражданской улиц находились средневековые Черенковая, Солодяная улицы и Васильевский крестец. На Черенковой улице, проходившей от берега Каменного ручья до церкви Василия Великого «что на Глинках», по Писцовым книгам 1674-1676 гг. находилось несколько дворов, принадлежавших Выжиловым. Среди них были «середний человек» Петр Васильев сын Выжилов и «молотчий человек» Дмитрий Самойлов сын Выжилов, по принятому тогда имущественному делению, считавшиеся зажиточными горожанами.
Многим хорошо известен перекресток Октябрьской и Гражданской улиц, где в современном двухэтажном доме находится отделение Сбербанка. Многие люди проходят в тех местах в центр города, на рынок, но задумывается ли кто-нибудь из прохожих о богатой истории этих мест, о том, что мимоходом оказывается в одной из древнейших частей города, хранящей память о многих событиях прошлого, в окружении пока еще многочисленных старинных домов? Думаю, что обыденность этих мест, ветхость и запущенность зданий едва ли у кого-то вызывают мысли о культуре и истории города, внушает хоть какое-то уважение. Поэтому будет нелишним хотя бы кратко и фрагментарно коснуться истории данного места и одного из наиболее интересных домов.
В исторической части Углича находится немало уголков, сохранивших истинный дух старины. Один из них – Спасская улица. Несмотря на тесное соседство с внушительными зданиями эпохи индустриализации, это одно из лучших мест, сберегших память о Старом Угличе. Величественный Воскресенский монастырь и изящная утонченная Предтеченская церковь задают тон округе, являясь логичными доминантами. Старинные особняки и ровные линии кварталов хранят отголоски прежней жизни провинциального купеческого города.
В наши дни Спасская улица – один из тихих и малолюдных уголков нашего города. Ее в основном формируют жилые дома, относящиеся к нескольким историческим периодам. Здания XIX века и периода советской индустриализации в равной степени подернуты пеленой времени, хранят память о минувшем. Видя такие идиллический покой и тишину, трудно даже поверить, что сто лет назад эта улица была шумной и оживленной, настоящим деловым центром города.
В числе колоссальных невосполнимых утрат культурного наследия, понесенных Угличским краем в ХХ веке, несомненно, первое место занимает Покровский монастырь – замечательный архитектурный ансамбль и его важнейшая составляющая – уникальный древний собор. Покровский собор хранил память о князе Андрее Васильевиче Большом и подвижнике благочестия преподобном Паисии, являлся одним из первостепенных созданий «Золотого века» Углича – второй половины XV столетия.
Как известно, нашему городу более тысячи лет, а люди живут в этих местах с незапамятных времен. Угличская земля хранит память о значительных событиях истории, трудах и заслугах предков. Но, к сожалению, многие прошедшие века местной истории почти не оставили материальных свидетельств. Первые столетия жизни нашего города, значительный средневековый период, воскресают в памяти только на страницах документов, древних летописей и писцовых книг.
Есть в Угличе здания, видимые отовсюду, но в архитектурном плане не представляющие собой ничего интересного. Одни таковыми были с самого начала, другие на каком-то этапе своей истории утратили ценность. К сожалению, такое бывает. Немало старинных домов Углича в советское время стали жертвами грубых реконструкций и капитальных ремонтов, приводивших к полному уничтожению исторического облика.



x
Подписаться на новости
X