A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяНаука и публикации → Уголок купеческого Углича

Уголок купеческого Углича

Многим хорошо известен перекресток Октябрьской и Гражданской улиц, где в современном двухэтажном доме находится отделение Сбербанка. Многие люди проходят в тех местах в центр города, на рынок, но задумывается ли кто-нибудь из прохожих о богатой истории этих мест, о том, что мимоходом оказывается в одной из древнейших частей города, хранящей память о многих событиях прошлого, в окружении пока еще многочисленных старинных домов? Думаю, что обыденность этих мест, ветхость и запущенность зданий едва ли у кого-то вызывают мысли о культуре и истории города, внушает хоть какое-то уважение. Поэтому будет нелишним хотя бы кратко и фрагментарно коснуться истории данного места и одного из наиболее интересных домов.

С отдаленных времен этот уголок старого Углича являлся частью посада. Он соседствовал с торговой площадью, Алексеевским и Богоявленским монастырями. Поблизости протекает Каменный ручей, своим извилистым руслом разделяя территорию. До конца XVIII века местность пересекали древние средневековые улицы – Васильевский крестец, Солодяная и Черенковая. Здесь они образовывали важный для посада перекресток на пути от торговой площади к окраинному земляному валу, от Московской и Ростовской дорог к местности Каменного ручья.

На рубеже XVIII-XIX столетий по генеральному плану 1784 г. взамен древних извилистых улиц были созданы новые широкие и прямые – Крестовоздвиженская и Большая Васильевская (нынешние Октябрьская и Гражданская). На них строились новые каменные и деревянные дома, закреплявшие геометричные очертания кварталов и изменившиеся границы земельных участков. Поблизости от торговой площади, под сенью Богоявленского и Алексеевского монастырей, селились не только рядовые посадские, но и богатые купцы – Выжиловы, Буторины, Вознесенские и другие, строившие особняки на месте измененных генеральным планом родовых владений.

Одним из тех особняков стал дом № 8/16, стоящий напротив современного отделения Сбербанка. Дом каменный двухэтажный, закрепляющий перекресток двух улиц и привлекающий внимание затейливой архитектурой. Он был построен в 1800-1804 гг. купцом 3-й гильдии Петром Степановичем Буториным. Богатый особняк представляет собой яркий образец провинциального раннеклассического стиля. Фасады украшают размещенные в два яруса пилястры, белокаменные детали, эффектные закругленные углы и рамочные наличники. Когда-то между окнами первого и второго этажей были нарисованы зеленой краской свисающие гирлянды – такой наивный элемент благородной классики.

Но дом примечателен не только архитектурой. Наряду с жилыми постройками и каменным двухэтажным флигелем в имении находилась полотняная фабрика, основанная П.С. Буториным в 1790 или 1791 гг. Там на 15 станах вырабатывались фламское полотно и равендук. Ныне эти разновидности тканей забыты. В прошлом фламским полотном называли льняную ткань, имитировавшую фламандское полотно, использовавшуюся для шитья одежды и постельного белья. Равендук – толстая грубая льняная ткань, разновидность парусины, которую использовали для изготовления парусов, занавесок, чехлов для мебели и живописных холстов. Корабельные сорта равендука обычно ткались из пеньки, льняной равендук получил распространение со второй половины XVIII века.

В начале XIX века на фабрике ежегодно вырабатывалось 30 кусков фламского полотна и 342 куска равендука, всего на сумму 3933 рубля. Пряжу для производства приобретали «в Угличе и в ближайших городах и селениях, на торгах и ярмарках». Выработанный товар для продажи отправляли в Санкт-Петербург, «летом на судах, а зимой на возах».

После Петра Степановича Буторина фабрикой владели его сын и внук – Иван Петрович и Федор Иванович Буторины, затем с 1838 г. дочери последнего Прасковья Федоровна Дехтярева и Александра Федоровна Ожегова. Примерно в середине XIX века эта полотняная фабрика, подобно другим промышленным предприятиям Углича, прекратила существование, что было связано с наступившим экономическим упадком города и распространением хлопчатобумажных тканей.

В середине XIX века наследники сдавали дом и строения под квартиры и разные заведения. Так, с 1845 г. бывшие помещения полотняной фабрики арендовал угличский мещанин Александр Дмитриевич Скорняков – для размещения медно-самоварного завода. Он снимал четыре комнаты и чулан на нижнем этаже дома и корпус по Крестовоздвиженской улице со сводами, железными дверями и решетками, а также пользовался хлевом, конюшней, баней и огородной землей. А.Д. Скорняков позднее приобрел имение, стал купцом 3-й гильдии. После него обозначенным имением и медно-самоварным заводом владел его сын Иван Александрович.

Примерно в 1848-1853 гг. верхний этаж дома, деревянные надворные строения, часть каменного корпуса и огородной земли арендовал для квартирования и произведения столярной резной работы известный иконостасный мастер заозерский крестьянин, а позднее ярославский мещанин Михаил Семенович Стрелков. Здесь он жил с семьей и работал, выполняя многочисленные заказы. В частности, именно здесь в 1851-1852 гг. был изготовлен новый иконостас для Спасо-Преображенского собора, являющийся одной из главных достопримечательностей Углича.

В 1850-1857 гг. часть нижнего этажа дома, надворные строения и огородную землю арендовал крестьянин Калязинского уезда Герасим Никитин – для жительства с семейством и размещения тележной и колесной мастерской.

Столь насыщенной и значимой оказывается история одного здания, – как оказывается одного из наиболее интересных в городе. 

В наши дни от когда-то богатого и крупного купеческого имения сохранился лишь главный дом. Давно снесены каменный двухэтажный флигель, разные хозяйственные постройки. Не осталось никаких следов от прежде действовавших тут полотняной фабрики и самоварного завода.

Дом несколько лет назад был расселен, ныне находится в запустении и разрушается – заколочены окна, из обшарпанных фасадов выпадают резные белокаменные детали. На лицо печальный пример постепенной утраты памятника старины. Как сложится его дальнейшая судьба среди многочисленных престижных новостроек? Есть ли будущее у ценного старинного дома?

Трудно сказать, что мы должны и можем передать потомкам, если на наших глазах при полном равнодушии общественности исчезают здания, имеющие градостроительное значение, сохраняющие память об экономике и быте Углича XIX столетия. Еще одна утрата, еще одно белое пятно в нашей местной истории. А сколько их было и сколько еще будет?

Евгений Анатольевич Лиуконен, 20 ноября 2013 г.
Подписаться на новости
X